О влиянии борьбы между народами...

50 О ВЛІЯНШ БОРЬБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ II ЕОСЛОВШМИ НА ОБРАЗОВАНА родового быта пришли къ заключеыію, что политически! бытъ наро- довъ Восточной Европы до времени Рюрика соотвѣтствовалъ тому состоянію, въ которомъ находились дикари Америки и Австраліи до начала Европейскаго заселенія и Германцы во времена Тацита и Цезаря. Но ихъ мнѣнію, всѣ народы Восточной Европы, и жители городовъ и селъ, до временъ Рюрика, жили въ, такъ называемому патріярхальномъ еостояніи. Для изображенія этого патріярхальнаго со- стоянія, послѣдователи теоріи родоваго быта берутъ данныя безразлич- но, и относящіяся къ быту бродячаго населенія, и къ быту городского населенія. Но этому, изображаемая ими картина иатріярхальнаго со- стойся, въ которомъ, по ихъ мнѣнію, жили народы Восточной Европы до Рюрика, является совершенно мечтательной, не сопутствую- щей жизни дѣйствительной, ни быту бродячихъ народовъ, ни быту городскаго населенія. Противники теоріи родоваго быта, какъ извѣ- стно, отвергаютъ существованіе родовыхъ отношеній между народами, населявшими Востокъ Европы въ IX столѣтіи, но ихъ представленія о политическомъ состояніи Восточной Европы, въ пору призванія Рюрика, еще туманнѣе и мечтательнѣе воззрѣній послѣдователей тео- ріи родоваго быта. Восторгаясь современною намъ сельской кресть- янской общиной, съ ея выборными властями и общиннымъ земле- владѣніемъ, противники теоріи родоваго быта не хотятъ знать, что такого рода общины существуютъ въ настоящее время въ Китаѣ, и существовали въ Имперіи Великаго Могола въ Индіи, во Франціи, въ періодъ господства неограниченной Монархіи, а вѣроятно и вездѣ, гдѣ существовали только такія Монархіи, и смѣло утверждаютъ, что современная намъ Русская сельская община есть самородокъ Славян- скаго племени, свойственный только Славянскимъ народамъ; что она существовала, и именно въ такомъ видѣ, какъ въ настоящее время, еще задолго до временъ Рюрика; что все политическое развитіе Рус- скаго народа, отъ Рюрика до настоящаго времени, состояло только въ томъ, что крестьянскія общины соединились въ одно обширное Го- сударство; что это Государство создано этѣми же общинами, добро- вольно соединившимися подъ власть Рюрика, для уничтоженія междо- усобія, и добровольно установившими, иосредствомъ договора, — ряда, власть Рюрика и его потомства; что всѣ этѣ Князья: Малы, Госто- мыслы и ихъ Бояре, старѣйшины и владавцы, о которыхъ упомина- ютъ лѣтописи до временъ Рюрика, были ни больше ни меньше, какъ современные намъ волостные и сельскіе крестьянскіе старшины и т. д., и т. д. Свои представленія о политическомъ состояніи Восточной Европы до временъ Рюрика любители крестьянской общины, такъ же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1