О влиянии борьбы между народами...

52 О ВЛІЯНШ БОРЬБЫ МЕЖДУ НАРОДАМИ И СОС.ІОВІЯМИ ІІА ОБРАЗОВАН1Е для веѣхъ. Послѣ Славянъ являются Варягоруссы. Подобно Славянамъ, и Варягоруссы не были завоевателями: они вторгнулись не насиль- ственно, но добровольно призваны Славянскими и Чудскими племе- нами, и вскорѣ, послѣ призванія, совершенно исчезли въ Славян- скомъ населеніи, такъ что отъ Варягоруссовъ не осталось ника- кихъ слѣдовъ, за исключеніемъ установленныхъ ими: верховной вла- сти и орудій ея дѣятельности — дружины, служилыхъ людей. Еще менѣе имѣли завоевательное значеніе кочевые народы: они только задержали успѣхи гражданственности. Половцы никогда не господствовали надъ Русской Землей, а Монголы господствовали только издалека. Ихъ господство ограничивалось только сборомъ податей, оставляя неизмѣнными прежнія власти и прежніе по- рядки. Но если не было борьбы между сословиями и народами, то возникаетъ вопросъ: что же было причиной политическаго раз- витія Русскаго народа? Гдѣ движущее начало, которое вліяло на ходъ политической жизни Русскаго народа? Такимъ движущимъ на- чаломъ, по мнѣнію всѣхъ нашихъ изслѣдователей, было правитель- ство, установленное посредством!) ряда, т. е., договора, во времена Рюрика, добровольно соединившимися родами, племенами, или общи- нами. Это правительство создало дружины и крѣпостное населеніе, а за тѣмъ распустило этѣ дружины по домамъ и уничтожило крѣпо- стное состояніе, То же правительство съ начала, во времена удѣльныя, дробило Русскую Землю на части, а за тѣмъ, въ лицѣ даровитыхъ Московскихъ Царей, соединило разрозненный части въ одно Государ- ство. Что же побуждало правительство къ такой непослѣдовательной, противорѣчивой, дѣятельности? Съ начала, говорятъ наши изслѣдоватеди, Русское правительство дѣйствовало подъ вліяніемъ идей Византійскихъ, проповѣдуемыхъ духовенствомъ, за тѣмъ подъ вліяніемъ Татарскимъ, наконецъ, со времени Петра, подъ вліяніемъ идей Французскихъ и Нѣмецкихъ. Такимъ образомъ, по міровоззрѣнію всѣхъ нашихъ из- елѣдователей, Русскій народъ только одинъ разъ проявилъ свою жизнь и дѣятельность — это времена Рюрика, установивши Нѣмецкую власть; за тѣмъ обратился онъ въ мертвый матеріялъ, надъ которымъ работали идеи Византійскія, Татарскія и ТІѢмецкія. Что же выработали этѣ идеи изъ Русскаго народа? Въ чемъ состоитъ преуспѣяніе государственной жизни на Русской Землѣ? Если строго разобрать сущность представ- лены нашихъ историковъ, то окажется, что идеи ровно ничего не сдѣлали; что въ теченіе тысячи лѣтъ не было никакого шага впередъ въ политической жизни Русскаго народа, или вѣрнѣе, что на Русской исторіи вполнѣ оправдалась идея древнихъ народовъ о круговраще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1