Сочинения императрицы Екатерины II

7 предъявляла требованіе, чтобы поученіе, нравственное наставле- піе, давались въ формѣ легкой, пріятной, остроумной,— «въ улы- бательномъ дуіѣ». Этими именно свойствами отличаются ея чи- сто литературный произведенія — комедіи, оперы и журнальный сатирическія и полемическія статьи. Екатерина писала много, легко и охотно. «Я не могу видѣть чистагопера», писала она къ Гримму, — «безъ того, чтобы не нришла мнѣ охота обмакнуть онаго въ чернила; буде же еще къ тому лезкитъ на столѣ бумага, то, конечно, рука моя очутится съ перомъ на этой бумагѣ». Но большинство написаннагоею леяситъ внѣ собственно литературной области, будучи посвящено законодательству, общественному образованію н воспитанію, поли- тикѣ, вопросамигосударственными, наконецъ, обмѣну мыслей — корреспонденціи съ приближенными людьми и выдающимися умами Европы. Въ области законодательства дѣломъ рукъ ся былъ знамени- тый «Наказъ», — инструкція, данная ею въ руководство комис- сіи, учреягденной въ 1768 году для составленія новаго Улоясе- нія. При составлеиіи его она приняла въ пособіе все, что могла доставить ей тогдашняя наука о правѣ и законодательствѣ. Такъ, въ отдѣлѣ о преступлепіяхъ и наказаиіяхъ она руководствова- лась сочипеніемъ знаменитаго итальянскаго юриста Беккарія, идеи о воспитаніи ей дали сочипснія Локка, «Духъ законовъ» Монтескьё служили для нея главными источникомъ, и изъ сочи- неній этихъ Екатерина сдѣлала обшнрпыя заимствованія. Въ «Наказѣ» отразились лучшія освободительныя идеи XVIII вѣка. Практическаго значенія тогда же, въ комнссіи, они не полу- чили; «умы большей части депутатовъ не были еще къ сему приготовлены и весьма далеки отъ той степени проевѣщенія и знанія, которыя требовались къ столь важному ихъ дѣлу». Но идеи «Наказа» не исчезли, а сдѣлались навсегда доетояніемъ рус- ской мысли, и стали выражаться въ произведеніяхъ литературы. Сочиненія педагогическія, написанныя Екатериною для руко- водства при воспитаніи внуковъ ея, велнкпхъ князей Александра и Константина Павловичей, также получили общее педагогиче- ское значеніе для всего русскаго народа. Императрица написала съ этой спеціальной цѣлью «Начальную азбуку съ граждан- скими ученіемъ», «Выборныя россійскія пословицы», «Разговоры и разсказы», аллегоричесвія сказки «о царевичѣ Хлорѣ» и «о царевичѣ Февеѣ», наконецъ, «Инструкцию кн. Салтыкову при назначеніи его воспитателемъ великихъ князей». Во всѣхъ этихъ сочипеніяхъ Екатерина является передовой мыслительннцей вѣка, усвоившей педагогическія идеи Монтеня, Локка, Руссо, Базедова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1