Сочинения императрицы Екатерины II

Въ тѣ времена, когда въ русскомъ обществѣ господствующими взглядами на воспитаніе были взгляды фонвизинской г-жи Про- стаковой, Екатерина кладетъ въ основаніе своей «Инструкции» свободу развитія и самодѣятелы-іость, предписывая простоту и умеренность во всемъ, вкорененіе въ душахъ добрыхъ нравствен- ныхъ началъ, гуманности, справедливости, любви къ истинѣ, чувства законности и долга, трѵдолюбія, снисходительности къ людямъ, и высказываетъ необыкновенно здравые и проницатель- ные взгляды на то, чему и какъ нужно учить дѣтей. Русское общество того времени чутко прислушивалось къ новымъ для него мыслямъ, и, напр., азбуки съ гражданскимъ начальнымъ ученіемъ разошлось въ Петербурге въ двѣ недѣли 20,000 экзем- пляровъ, какъ писала о томъ сама императрица Гримму. Въ воспитаніи великихъ князей, своихъ внуковъ, Екатерина считала особенно важными «познаніе Россіи во всѣхъ ея ча- стяхъ». «Исторію Россійскую имъ знать нуяшо», писалаона въ «Инструкціи», «и для нихъ она составляется». Ни учебника, ни вообще сочиненія по русской исторіи тогда не было еще въ Рос- ши, и составительницей ея является сама императрица, начав- шая тогда писать «Записки касательно россійской исторіи», ко- торый и появились въ печати въ «Собесѣдникѣ». Любопытны взгляды Екатерины, высказанные въ предисловіи къ этому труду. «Сіи записки касательно россійской исторіи», говорить она, — «сочинены для юношества въ такое время, когда выходятъ на чуліестранныхъ языкахъ книги подъ именемъ исторіи российской, кои скорѣе именовать можно сотвореніями пристрастными; ибо каждый листъ свидѣтельствомъ служить, съ какою ненавистью писанъ, каждое обстоятельство въ превратномъ видѣ не токмо представлено, но къ онымъ не стцідилися прибавить злобные толки. Писатели тѣ, хотя сказываютъ, что имѣли россійскихъ лѣтописцевъ и историковъ предъ глазами, но или оныхъ не чи- тали, или языкъ русскій худо знали, или же перо ихъ слѣпою страстію водимо было....» И, не отрицая темныхъсторонъ русской исторической жизни, императрица замѣчаетъ, что «родъ человѣ- ческій вездѣ и по вселенной единакія имѣлъ страсти, желанія, намѣренія и къ достиженію употреблядъ нерѣдко единакіе спо- собы». Иностранка по происхожденію, ишератрицапочла даже долгомъ категорически отмѣтить, что она далека отъ того, чтобы раздѣлять враясдебныя воззрѣнія на Россію и ея исторію. «Собира- тель сихъ Записокъ касательно россійской исторіи», сказано въ примѣчаніи къ Предисловію, «не въ числѣ змѣй, вскормленныхъ за пазухой, онъ вѣкъ свой тщился выполнить долгъ благодар- ная сердца. Онъ думаетъ, что похвальное не останется безъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1