Сочинения императрицы Екатерины II

11 ритъ здѣсь авторъ, «соинѣваться не можемъ, что нашей великой гооударынѣ пріятно правосудіе, что она сама справедлива»... Другое письмо ПатрикеяПравдомыслова, отысканное академикомъ ІІекарскимъ въ рукописяхъ (оно напечатано въ настоящемъ изда- ніи), направлено также противъ Новикова, развивая мысль пер- ваго письма; по оно не попало во «Всякую всячину». Полемика между журналомъ Екатерины и другими приняла въ концѣ концовъ характеръ острый и непріятный, даже личный. Въ сатирическомъ листкѣ «Смѣсь», въ критикѣ на «Всякую вся- чину», говорилось, напр.: «Завела она ссору между внучатами... Знаете ли, почему она увѣичана толикими похвалами, въ лист- кахъ ея видными? Я вамъ скажу. Во-первыхъ, скажу, потому, что многія похвалы сама себ’Ь сплетаетъ; потомъпо причипѣ той, что разгласила, будто въ ея собраніи многіе знатные господа на- ходятся; и такъ нѣкоторые, можетъ статься, думая хваленіемъ ихъ сочиненій войти въ пхъ милость, засыпалипохвалами «Вся- кую всячину». Иослѣ такого рода полемики, замѣчаетъ академикъ Пекарекій, «не будетъ уже казаться удивительнымъ, почему въ слѣдующемъ 1770 году всѣ сатирическіе журналы внезапно пре- кратились». Осталась только та же «Всякая всячина» и «Тру- тень», но оба они уже болѣе не помѣщали сатирическнхъ ста- тей и вскорѣ также вовсе прекратились. Журнальная дѣятель- ность императрицы прекратилась надолго. Съ 1772 года Екатерина начипаетъписать комедіи, составляющія самую выдающуюся сторону ея литературной дѣятельности. Цѣль и назначеніе своихъ пьесъ самаимператрица такъ объяснястъ въ письмѣ къ Гримму: «Во-первыхъ, потому (пишу комедіп), что это меня забавляетъ; во-вторыхъ, потому, что я желала бы поднять національный театръ, который, за неимѣніемъ новыхъ пьесъ, находится въ нѣкоторомъ пренебреженіи»... Но за этими впѣшними побужденіями академикъ Гротъ видитъ другія. «Видя вездѣ вокругъ себя проявленіе человѣческнхъ слабостей и недо- статковъ», говорить онъ по поводу «Былей и небылицъ»: «Ека- терина хотѣла дѣйствовать путемъ слова... Въ большей части того, что она выражаетъ, кроется намѣреніе», — и слова эти въ одинаковой мѣрѣ примѣнимы ко всейлитературной дѣятельности императрицы. «Екатерина проводить въ комедіяхъ свои гуман- ный идеи», говорить одинъ замѣчательный историкълитературы русской, «объясняетъ и защищаетъ своп реформы, осмѣиваетъ не одни старыя грубыя суевѣрія и пороки, а и новую грубость и невѣжество, покрываемый лоскомъ французской образованности, пристрастное увлеченіе всѣмъ иностраннымъ съ презрѣніемъ ко всему отечественному». Собственно серьезнаго художественного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1