Сочинения императрицы Екатерины II

382 знанія не имѣлъ. Почему въ семъ случаѣ наши обычаи немного разнствуютъ отъ обычаевъ другихъ народовъ нашего шара. Но врож- дена ли справедливость во всѣхъ судьяхъ такъ, чтобъ могла награ- дить недостатокъ знаній? того никакъ утвердить не можно. Слѣдова- тельно жалоба на неправосудіе отчасти падаетъ на судей и на нравы. Что же касается до третьяго моего предложенія: неправосудіѳ не въ насъ ли самихъ?— на сіе отвѣтствую, что во всякомъ дѣлѣ одна сторона права, а другая неправа Если неправую сторону обвинять судьи, то оная кричитъ и шумитъ о неправосудіи и, стало, сама несправедливо судить. Да какъ ей и не таковой быть? Она изъ че- тырехъ слѣдующихъ въ одномъ положении: 1) или проведена стра- стію, 2) или стряпчимъ, 3) или ябедою, 4) или надѣялась, авось-либо удастся. Итакъ, стало, что всегда половина тяжущихся суть недо- вольны судьями правосуднѣйшими, для того что сами они не суть справедливы. Еслибъ были справедливы, то дѣла носправедливаго не начинали бы; ибо начинаніѳ несправедливаго дѣла уже само собою есть неправда. Не всякому дано себя самого и свои поступки судить безъ пощады, такъ, какъ бы онъ судилъ поступки ближняго своего. Но желательно бы было, чтобъ мы всегда свои дѣла судили сами по истин®, и тогда бы ябеда и прихоти исчезли; слѣдовательно меньше бы жалобъ было на неправосудіе. Прямая лее жалоба на неправосудіе только та мозкетъ быть, когда справедливая сторона осуждена. Но чтобъ подобішхъ дѣлъ много могло проходить сквозь строгое разсматриваніе трехъ апелляцій и въ присутствіи тяжущихся, тому вѣрить не можно. Ибо не много такихъ людей, которые бы захотѣли лихо творити въ лицѣ почти дѣлаго свѣта, и оставить на бумагѣ писанный свидѣтельства своего плутовства, за которое по- добные имъ получили возмездіе по достоинству своему. Однако сіе доказательство слабо. Но долгъ нашъ, какъ христіанъ и какъ сограж- данъ, велитъ имѣти повѣренность и почтеніе къ установленнымъ для нашего блага правительствамъ и не поносить ихъ такими поступ- ками и несправедливыми жалобами, коихъ право я еще не видалъ, чтобъ съ умысла случались. Впрочемъ я не судія и вѣкъ не буду, а разеудилъ за нужно сіе къ вамъ написать для того, что нѣкоторые дурные шмели на сихъ дняхъ нажужжали мнѣ уши своими разгово- рами о мпимомъ неправосудіи судебныхъ мѣстъ. Но наконедъ я до- гадался, для чего они такъ жужжать: промотались, и не осталось у нихъ окромѣ прихотей, на который по справедливости слѣдуетъ отказы Они, чувствуя, что инаго ожидать имъ нечего, уже напередъ зачали кричать о неправосудіи, и поносили людей такихъ, у коихъ, судя по однимъ качествамъ души, они недостойны разрѣшити ремень сапоговъ ихъ. Колико же нравы вообще требуютъ исправлѳнія, о томъ всякому отдаю испытаяіе на совѣсть. Не 'замай всякъ спросить самъ у себя: болѣе ли онъ вчерась или сего дни сдѣлалъ справедли- выхъ или несправедливыхъ заключеній? Изо всего сказаннаго вы- ходить,' что нигдѣ больше несправедливости и неправосудія нѣтъ, какъ въ насъ самихъ. Любезные сограждане! перестанемъ быти злыми, не будемъ имѣти причины жаловаться на неправосудіе. Напечатайте сіѳ письмо, если вамъ угодно будетъ. Патрикей ІІравдомысловъ. Я сбираюся прислати къ вамъ еще писмедо со описаніемъ при- хотей нашихъ. * * (1769 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1