Сочинения императрицы Екатерины II

383 II. *) Г. С. Недавно обѣщалъ я вамъ прислать нѣчто, касающееся до прихотей; но когда упражнялся класть мысли на бумагу, тогда до рукъ моихъ дошло слѣдующеѳ письмецо. И хотя сказываютъ, что оно есть пере- водъ, какъ вы увидите изъ надписи, но однако думаю, что сіе любо- пытнѣе будетъ, нежели мое мараніе. Покорный слуга Патрикѳй Правдомысловъ. Письмо, переведенное съ курильскаго языка на японскій, съ япон- скаго на китайскій, съ китайскаго на мунгальскій, съ сего на та- тарскій, съ татарскаго на россійскій діалектъ. (Изъ сего уже можно сдѣлать заключеніе о великой точности сего россійскаго перевода съ подлинникомъ). Изъ Прихотополиса *) отъ перваго числа послѣ пятаго на десять, шестой луны послѣ новаго года. Любезный Белиберда, здравствуй! Пріѣхалъ я, послѣ пятигодичной ѣзды повсюду, недавно сюда и осмотрѣлъ по моему обыкновенно всего того, что мнѣ казалося до- стойно^ примѣчанія. Между прочимъ примѣтилъ я, что здѣсь часто' бѣдный старается быть столько роскошеиъ, какъ и богатый. Ни одинъ человѣкъ почти не живетъ по своему достатку: всякой проживаетъ болѣе, нежели онъ имѣетъ дохода, дѣлаетъ долги, не думаетъ, какъ ихъ заплатить, и, наконецъ, когда уже прлнуждаютъ къ платежу, тогда иные стараются избыть онаго незаконными отговорками или же лромышляютъ какъ бы депегъ достать. Дѣлать оныхъ не велятъ, брать у другого безъ его дозволенія запрещено. Осталось два сред-, ства: выманить у честныхъ людей или у правительства. То и другое не всегда удачно, и тогда уже разстроенное состояніе разстраиваетъ. часъ отъ часу болѣе мысли, безъ того склонныя къ прихотямъ, и доводить ихъ иногда до того, что, позабывъ сами себя, долгъ и долж- ность,^ окромѣ прихотей, не вмѣщаютъ у себя въ головѣ, не разбирая способы, какъ бы получить по своему желанію. Поразсѵди, колико тогда состояніе таковыхъ людей оснуется на твердыхъ правилахъ . и не прямо ли. какъ у насъ пословица говорить, судьбина ихъ укрѣп- лена крючками на воздухѣ. Ты знаешь, ^любезный Белиберда, что у насъ прихоти почнтаютъ за вредъ въ обществѣ, ибо въ порядочно устроенномъ нашемъ обще- ствѣ всякой долженъ жить и быть доволенъ своимъ достаткомъ и не проживать болѣе, нежели ему Богъ удѣлилъ. Мы почитаемъ за под- лое и стыдное дѣло смотрѣть съ упичтоженіемъ на достатокъ, мо- гущий прокормить человѣка, изъ чего родится спокойствіе души нашей въ жизни, которое мы выше всякаго благополучія почитаемъ. Выходя лее изъ своего состоянія, чего инаго ждать, какъ безпрестанныхъ прихотей, слѣдовательно безпокойствъ душевныхъ и тѣлесныхъ и мыслей необузданныхъ? Тогда справедливый отказъ почитается оби- дою, должное послупіаніе покажется тягостью, частныя неудовольствія изъявляются имъ общими. Для чего? Для того, что находятъ себѣ при каждомъ піагу препятствія. Огорченный ихъ духъ представляетъ *) Письмо это, печатаемое ниже, въ жури, не появилось, а осталось въ рукописи. 1 ) Инако не можно было переводить имя сего мѣста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1