Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей

— 19 — ап. Ѳома, Знаменіе Пресвятая Богородицы, ап. Филиппъ, евангелиста Маркъ, евангелистъ Матѳей; по правую сторону: апостолъ Іаковъ, апостолъ Павелъ, праведный Стмеонъ съ Богомладенцемъ, пророкъ Давидъ, пророкъ Малахія, Аввакумъ, Елисей; съ лѣвой: евангелистъ Іоаннъ, апостолъ Петръ, св. пророки Захарія, Исаія, Іеремія, Наумъ Илія; внизу: Іезекіиль, Моѵсей, Давидъ, пророіта Іесей съ древомъ въ рукахъ, Соломонъ, Ааронъ, св. Іаковъ. На откосахъ рамъ съ этой стороны изображены — вверху: кпязь Всеволодъ, Архангелъ Гавріилъ, св. Іоаннъ преподобный, Святая Троица, Іоаннъ пресвитеръ, Архангелъ Михаилъ, святый благовѣрный князь Александръ; съ правой стороны: Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоуста, митрополита Іона, св. Никита, преподобные Евѳросинъ и Савва Крыпецкій г ); съ лѣвой: Василій Великій, Николай Чудотворецъ; св. Алексій и Петръ митрополиты московскіе, святый Іоаннъ Кіевскій и Леонтій Ростовскій. На той сторонѣ, съ которой находятся лики евангелиста Луки и преподоб- наго Ѳеодосія, по откосамъ, съ трехъ сторонъ, изображены — вверху: св. Глѣбъ, Борисъ, Владиміръ, Господь Саваоѳъ съ младенцемъ въ лонѣ; далѣе слѣдуютъ еще лики, но ихъ трудно узнать по ветхости живо- писи; съ правой и лѣвой стороны находится по 6 ликовъ, но какихъ святыхъ они, тоже трудно узнать. На четвероугольной выпуклости около ликовъ евангелиста Луки и преподобнаго Ѳеодосія ничего не за- мѣтпо. Лики по откосамъ рамъ, съ той и другой стороны, написаны почти всѣ по два въ рядъ, въ отдѣльныхъ кругахъ, а на выпуклости, около лика Богоматери, по одному, въ отдѣльныхъ же кругахъ. Лики евангелиста Луки и преподобнаго Ѳеодосія писаны по раззолоченому полю. Но такому же полю писаны и прочіе лики, находящееся около нихъ въ отдѣльныхъ кругахъ, раззолоченныхъ и раскрашенпыхъ зеле- ною, красною и темною краскою. Откосные лики писаны по холсту. Быть можетъ, и вся икона, какъ съ той, такъ и съ другой стороны первоначально была писана по холсту же; та сторона иконы, на ко- торой изображена Богоматерь, какъ замѣтно, въ недавнее время по- новлена и покрыта вся серебряною, позлащенною, чеканной работы, ризою. Вѣнецъ Богоматери и вѣнецъ на главѣ I. Христа серебряные, позлащенные, прорѣзные. Убрусъ на Богоматери жемчужный, украшен- ■) Ивображеніе на иконѣ псковскихъ преподобиыхъ Евфросппа и Саввы вывы- ваетъ недоразумѣніе: по лѣтописнымъ свѣдѣніямъ чудо отъ иконы въ Чирскахъ было въ 1420 году, между тѣмъ Евфроеинъ умеръ въ 1481 году, а Савва въ 1487 году. Если пред- положить даже, что оба преподобные дожили до глубокой старости, то во время чуда отъ иконы они были если не въ младенческомъ, то юношескомъ воврастѣ, но икона писана, по всей вѣроятности, гораздо ранѣе совершившагося чуда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1