Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей

— 21 — Икона, известная подъ именемъ Псковской Божьей Матери, длиною 1 арш. 13 г / 2 верш., шириною 1 арш. 2 г / 2 вершка. До 1848 года эта икона хранилась въ Псковоградской Богоявленской церкви между вышедшими изъ употребленія вещами. Не было на ней ни украшеній, ни надписей, кромѣ замѣтки на задней сторонѣ, что она была поновлена въ последней четверти прошедшаго столѣтія. Но въ 1848 году, во время свирѣпствованія во Псковѣ холеры, она оты- скана псковскими 3-й гильдіи купцомъ, Александромъ Васильевичемъ Барзовымъ, перенесена въ соборъ, и вскорѣ же, на соборную сумму, заботливостью того же купца Барзова, украшена богатою серебряною, позолоченною ризою съ жемчугомъ, драгоцѣнными каменьями и разно- цвѣтными стеклами. Внизу на лицевой сторонѣ иконы по отдѣльнымъ финифтевыми досками размещены три надписи: Первая: „При державѣ Самодержца Великаго Государя Импера- тора Николая Павловича сія риза устроена, по благословенно высоко- преосвященнѣйшаго Наѳанаила, архіепископа Псковскаго и Лифлянд- скаго, усердіемъ гражданъ города Пскова и другихъ доброхотнодате- лей, стараніемъ псковскаго купца Александра Барзова, въ память избавленія Пскова и предѣловъ онаго отъ эпидемической болѣзни хо- леры, начавшейся 2-го іюля и окончившейся 30-го августа 1848 года". Вторая: „Сему чудотворному образу Псковской Божіей Матери установлено празднество въ 1420 году 16-го іюля, при великомъ князѣ Василіѣ Димитріевичѣ Донскомъ (?), въ воспоминаніе великихъ ч УДесъ, бывшихъ, какъ значится въ прологѣ и въ полныхъ лицевыхъ святцахъ изданія 1831 года, во время свирѣпствованія морового по- вѣтрія 1420 года, отъ коего граждане города Пскова, такъ же какъ и нынѣ, избавились отъ эпидемической болѣзни холеры заступленіемъ сея Богоматери" *). Третья: „Сія риза дѣлана въ Москвѣ придворнымъ фабрикантомъ Сазиковымъ въ 1849 году въ февралѣ мѣсяцѣ; па оную ризу съ на- кладными вѣнцами, скипетромъ, вѣтвію и желѣзомъ употреблено чи- стаго сереора 84 пробы вѣсу 24 золотника; вызолочена червоннымъ золотомъ чрезъ огонь, одежда Богоматери изъ фабры, одежда Спаси- теля бѣлая моаре, убрусъ подбородокъ на Богоматери, подбородокъ Спасителя, Гавріила и Михаила Архангеловъ и всѣ нарукавники вы- низаны жемчугомъ со вставками, вѣнцы осыпаны французскими стра- зами, корона на Богоматери, скипетръ и вѣтвь украшены цвѣтпыми О Въ виду сущеетвованія другой иконы Божіей Матери, именуемой также Чир- скою, эта надпись вызываете недоуыѣвіе, въ настоящее время не разъясненное,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1