Годы перелома

XXV ность жить безъ такого разрѣшенія, вѣчная борьба съ обы- вательщиной, съ существованіемъ изо дня въ день, съ „буд- ничными интересами текущей дѣйствительности", — вотъ тема, красной нитью проходящая черезъ всѣ писанія А. И. ; а рядомъ съ ней — настроеніе и проповѣдь глубочайшаго реализма, свѣтло-трезваго взгляда на жизнь, постояннаго обращенія именно къ ней, къ этой жизни... Это сочетаніе, это двуединое стремленіе къ общему съ одной стороны, и къ трезвому реализму съ другой, можетъ быть, самая типичная черта А. И., и въ то же время типич- ная и отличительная черта „дѣтей", ихъ основной лозунгъ „обращенія" въ борьбѣ съ „отцами". „Въ томъ и заключается огромный шагъ впередъ, сдѣ- ланный общественной мыслью за эти годы, — пишетъ А. И. въ статьѣ объ „ультра-народникѣ" Златовратскомъ, — что пустопорожними, хотя и таинственно звучащими словами, теперь никого не удивишь и не уловишь, тѣмъ менѣе на- ставишь на истинный путь". „Перечитывая и пересматривая это произведете („Золотыя сердца"), мы старались найти въ немъ какую-нибудь руководящую мысль, какое либо указаніе, что желалъ сказать авторъ, и, признаемся, — не нашли. Или въ наши дни секретъ пониманія ультранарод- ническихъ шедевровъ утерянъ? Правду говоря, мы ни мало е скорбимъ объ этомъ". Такъ отзывается онъ о слащавомъ „лирическомъ 11 народни- чествѣ. Но и къ представителямъ народничества позднѣйшаго, къпредставителямъ той фазы его, теоретикомъ которой являлся Н. К. Михайловскій, а лучшимъ художественнымъ выразите- лѳмъГлѣбъУспенскій, А. И. относится очень критически. Онъ отдаетъ должное ихъ талантамъ,ихъ искренности и идеализму. Такъ напримѣръ, о Каронинѣ (стр. 218) онъ говорить: „Для Каронина его думы и убѣжденія — это дѣло всей жизни, слово— орудіе борьбы за счастье другихъ", и примѣняетъ къ нему самому одно мѣсто изъ писаній этого автора: „слово имѣетъ свое сердце и это сердце есть стремленіе къ истинѣ и борьба за все человѣчное"... Но тутъ же отмѣчаетъ типичную черту лучшихъ беллетристовъ этой полосы, въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1