Годы перелома

XXYI художественныхъ и правдивыхъ произведеніяхъ своихъ раз- бивавшихъ собственныя теоріи: «Сами народники накопили массу матеріала, которымъ злые марксисты только воспользовались для своихъ выво- довъ. И странно было бы не воспользоваться, когда эти вы- воды торчатъ, какъ шесты, изъ всей народнической лите- ратуры. Если тѣмъ не менѣе сами народники приходили къ выводамъ какъ разъ обратнаго свойства, то въ этомъ по- винна ихъ идеализація народной жизни»... Любовнымъ и уважительнымъ тономъ проникнуты его статьи о Г. И. Успенскомъ и др. Но это не мѣшаетъ А. И., при случаѣ, очень рѣшительно напоминать объ «основномъ разногласіи во взглядахъ на ходъ и задачи общественной эволюціи», о «невозможности найти общую почву для взаимнаго пониманія и соглашенія»... Борьба съ народничествомъ, и щсобенно съ выродив- шимся народничествомъ конца 80 хъ и начала 90-хъ годовъ, съ «эпигонами народничества», какъ онъ ихъ называлъ, являлась основной темой многихъ и многихъ его статей, содержаніемъ большинства его полемическихъ выпадовъ. Созрѣвши духовно именно въ годы перелома, въ годы ликвидаціи недавно царившаго міросозерцанія, съ егопри- энаніемъ особаго для Россіи пути историческаго развитія, съ элементами мессіанства, которое, со временъ славянофи- ловъ, накладывало печать на всю нашу общественную мысль, А. И. одинъ изъ первыхъ въ русской демократической жур- налистикѣ безповоротно и рѣшительно высказался за „ка- питуляцію“ передъ Европой, за необходимость переоцѣнки установившихся взглядовъ, одинъ изъ первыхъ открыто выступилъ, какъ антинародникъ и другъ нарождавшагося русскаго марксизма. Первый легальный марксистскій жур- налъ „Новое Слово“ появляется только въ 1898 г. А онъ уже съ 1895 года, въ первой своей „Критической замѣткѣ“„ помѣщенной въ „Мірѣ Божіемъ 11 , начинаетъ переоцѣнивать смутное народническое понятіе „народъ“, и что дальше, то рѣзче высказывается за новое теченіе. Созданный его трудами журналъ „Міръ Божій“ быстро завоевалъ очень многочисленную аудиторію. И стало быть,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1