Годы перелома

434 въ странномъ увлеченіи идеей патріаршества. Но увы! ,,нѣтъ дорогъ къ невозвратному! “ Патріаршество не мы- слимо безъ большой экономической силы, какую пред- ставляли громадный церковныя и монастырскія имуще- ства семнадцатаго вѣка. Только опираясь на эти имуще- ства, представляло патріаршество извѣстную политическую величину и могло тягаться съ государствомъ, отстаивая свои прерогативы. Такой экономической силы духовенство теперь не имѣѳтъ и никогда больше имѣть не будетъ. Въ восемнадцатомъ вѣкѣ государство отняло у него его огром- ный земли и капиталы и превратило его въ „служилое" сословіе, какимъ и является теперь духовенство. Свободное духовенство возможно только тамъ, гдѣ оно матеріально независимо. И потому то мечты о патріархѣ никогда не выйдутъ у насъ изъ области мечтаній, къ счастью для мірянъ, для которыхъ много удобнѣе имѣть дѣло съ „слу- жилымъ" духовенствомъ, чѣмъ съ независимымъ, какъ по- казываетъ примѣръ хотя бы Германіи. Даже „желѣзный канцлеръ" въ самый расцвѣтъ своего могущества вынуж- денъ былъ положить оружіе передъ рясой и смиренно идти въ Каноссу, а партія центра до сихъ поръ самая мо- гущественная и всѣмъ приходится считаться съ нею. Петръ зналъ, что дѣлалъ, когда унижалъ духовенство, сначала вышучивая его въ своемъ „всепьяннѣйшемъ со- борѣ“, а потомъ создавъ при содѣйствіи лукаваго „черкаса" свой Желѣзный Регламентъ, попиравшій всѣ каноны и по- становленія отцовъ церкви въ угоду „власти предержащей". Онъ преслѣдовалъ, конечно, свои интересы, ни мало не за- ботясь о мірянахъ, но польза для послѣднихъ явилась сама собой, и Россія нынѣ свободна отъ борьбы съ воинствую- щей церковью, съ которой борется и Германія и Франція. Благодаря Петру, церковь въ Россіи такъ ослабѣла, что клерикализмъ и связанная съ нимъ опасность у насъ не мыслимы. Каковъ-бы ни былъ будущій строй Россіи, духо- венство будетъ покорно примѣняться къ нему, приспосо- бляясь къ тому или иному регламенту. Въ теченіе двухсот- лѣтія бюрократическая режима оно смиренно несло обязанности чиновника у алтаря, выполняющаго требы, сте- регущая по тюрьмамъ еретиковъ, поддерживающаго все, что прикажутъ. Романъ г. Мережковскаго имѣетъ, поэтому, для насъ не- малое общественное значеніе именно этой своей стороной, выясняющей паденіе духовенства подъ могучими ударами Петра. Несмотря на отдаленность эпохи, это сближаетъ его произведете съ современностью. Насколько читатель остается глухъ къ мистическимъ порывамъ автора, настолько же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1