Годы перелома

435 живо воспринимаетъ онъ превосходно написанную картину упадка духовенства при Петрѣ и самъ уже дорисовываетъ аналогію съ тѣмъ, что видитъ теперь. Историческая картина въ романѣ поясняетъ ему настоящее. Безъ Ѳеофана было бы непонятно многое въ наши дни, хотя бы, напр., подтвер- жденіе пущенной въ оборотъ латинско-русскимъ агенствомъ Черепъ-Свиридовича сплетни о японскомъ подкупѣ рабо- чихъ... Надо было пройти хорошую школу ѳеофановскаго лицемѣрія, чтобы такъ спокойно относиться къ то роли, которую исполняетъ въ такихъ случаяхъ „духовный чинъ въ народѣ“, какъ опредѣлилъ Ѳеофанъ значеніе духовенства (стр. 169, „Вопросы Жизни", 1). Новыя вѣянія, однако, такъ или иначе все же коснулись и „духовнаго чина", несмотря на всѣ загородки, которыми этотъ чинъ старался отгородить себя отъ жизни. Какъ ни велика кастовая замкнутость духовенства, но жизнь, ко- нечно, оказалась и здѣсь сильнѣе и мало-по-малу расшаты- вала устои ѳеофановскаго регламента, не давая „отцамъ“ успокоиться въ блаженномъ невѣдѣніи того что творится вокругъ. „Страна отцовъ" зашевелилась въ безпокой- номъ ожиданіи грядущаго дня, о которомъ одно можно сказать, что онъ не будетъ похожъ на вчерашній. Двухсот- лѣтнее мирное житіе подъ охраной бюрократіи кончилось, и „отцы“ привлекаются къ отвѣту. Въ повѣсти г. Гусева-Оренбургскаго „Страна отцовъ" читатели присутствуютъ при началѣ того волненія, которое понемногу охватываетъ и духовную касту. Это волненіе при- шло извнѣ и застигло духовныхъ отцовъ внезапно, хотя признаки его были и раньше, и литература робко, но все же отмѣчала ихъ. Въ числѣ бытописателей духовенства можно указать на трехъ художниковъ, которые въ своихъ произведеніяхъ указывали на постепенную перемѣну. У г. Потапенки мы встрѣчаемъ по большей части благодуш- ныхъ батюшекъ, исполняющихъ свои обязанности, не мудр- ствуя лукаво, но болѣе или менѣе близко принимающихъ къ сердцу бѣды и радости мірянъ. Чувствуется хотя и не- глубокая, но несомнѣнная живая связь между приходомъ и причтомъ. Въ лучшемъ произведеніи г. Потапенки „На дей- ствительной службѣ" выведенъ даже идеальный типъ сель- скаго священника, который пренебрегъ блестящей духовной карьерой ради служенія народу. И типъ этотъ, при всей его идеализаціи, не производилъ впечатлѣнія фальши въ то время, когда появилась эта повѣсть. Затѣмъ онъ уже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1