Годы перелома

436 больше не появляется въ литературѣ. У другого духовнаго бытописателя, болѣе поздняго, г. Елеонскаго, мы уже не ви- димъ благодушныхъ представителей клира. Мѣсто ихъ за- няли сухіе „стяжатели", вѣчпо занятые мелкими ссорами между собой и непрекращающейся наступательной и обо- ронительной войной съ приходомъ. Связи между клиромъ и приходомъ нѣтъ, ихъ соединяютъ, или лучше сказать, разъединяютъ сухія, чисто формальный отношенія, въ кото- рыхъ нѣтъ мѣста взаимному пониманію. А между тѣмъ авторъ беретъ свои типы именно того времени, когда осо- бенно много стали говорить о роли и значеніи духовенства, когда возникли церковно-приходскія школы, началась уси- ленная миссіонерская дѣятельность, и духовное сословіе, бывшее всегда въ нѣкоторомъ загонѣ у бюрократіи, стало усиленно выдвигаться ею на почетное мѣсто естественнаго хранителя „исконныхъ и устоевъ и нарочитаго „народнаго" духа. Наконецъ, у г. Гусева-Оренбургскаго, еще болѣе позд- няго бытописателя, такъ сказать писателя послѣднихъ дней, мы уже видимъ вполнѣ оформившійся типъ священника бюрократа, типъ воинствующій и ничѣмъ не напоминающій мирныхъ и благодушныхъ батюшекъ г. Потапенка. Въ послѣдней повѣсти „Страна отцовъ" г. Гусевъ-Орен- бургскій пытается дать очень широкую картину тѣхъ из- мѣненій, какія происходить вообще въ народной средѣ и соприкасающихся съ нею областяхъ. Современныя настроенія и народной крестьянской массы, и отчасти рабочей, и ду- ховной среды, и администраціи — все это авторъ затроги- ваетъ, не какъ-то мимоходомъ, не давая общей картины, даже какого-либо общаго фона. Главное, почти исключи- тельное вниманіе читателя приковано все же къ духовной средѣ. Экскурсіи автора въ сторону, съ цѣлью расширить горизонтъ повѣсти, по большей части мало удачны, хотя и даютъ кое-какія данныя для сужденія о тревожномъ на- строеніи, охватывающемъ всю „страну отцовъ". Публицистъ здѣсь вытѣсняетъ художника, который не можетъ изъ раз- розненныхъ обрывковъ дать картину, цѣльную и яркую, какую въ его изображеніи представляетъ болѣе узкая „страна отцовъ" не вообще, а „отцовъ" духовныхъ. Деревня обнищала и опустѣла. Когда-то богатая хлѣбомъ поволжская сторона бьется теперь въ рукахъ крупныхъ кулаковъ-капиталистовъ, сумѣвшихъ выжать изъ земли всѣ соки и такъ скрутить деревню, что ей „податься некуда", нечѣмъ и защититься отъ все наростающихъ требованій. Хлѣбъ, когда-то „мужицкій", сталъ теперь „купецкимъ" и „арендательскимъ". Явились элеваторы искусно переправляю- щіе этотъ хлѣбъ въ „заморскія страны", а на мѣстѣ стала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1