Годы перелома

438 каторгу, прокаженнаго— въ больницу, то какъ же подобало бы поступить съ сектантомъ, который есть воръ, ибо отъ- емлетъ у ребенка благодать крещенія, разбойникъ, ибо уби- ваетъ его душу, прокаженный, ибо заражаетъ смрадомъ грѣха младенца! Но мы милосерды, какъ милосердъ Христосъ: оставляемъ на свободѣ преступника, ожидая его раскаянія, и лишь спасаемъ жертву его, исхищая изъ бездны грѣха родительскаго и прародительскаго. „Борода его трепетала на груди, и глаза горѣли". — Мы не полицейскіе, — замѣтилъ кто-то изъ молодыхъ батюшекъ. Но Рудометовъ не сдался. „ — Мы — полицейскіе Бога вышняго! — сказалъ онъ: — ибо стражи храма его и охранители стада его!“ Отецъ Матвѣй, молодой батюшка изъ академиковъ, типъ воинствующаго „отца", мечтающаго ни болѣе ни менѣе, какъ о „ѳеократіи". Когда разносится слухъ, „что всѣ школы, волею правительства, отойдутъ въ духовное вѣдсмство", онъ даже забываѳтъ личныя огорченія и ликуетъ: — Да вы пой- мите: это мечта! Это возвратъ къ великому прошлому! Про- шедшее становится будущимъ! Это первый шагъ въ царствѣ ѳеократіи!.. „О. Матвѣй вскочилъ на любимаго конька и теперь несся на немъ безъ удержу, скакалъ, жестикулируя, по пустынямъ безбожья, среди развалинъ вѣры, но скакалъ самоувѣренно, безъ страха и сомнѣнія, въ широко-распахнутыя ворота, за которыми видѣлись ему строгія очертанія „царства ѳеокра- тіи". Наступало, по его словамъ, время „изжененія плевелъ", всесожженія сорныхъ травъ, заглушавшихъ „ниву Божью". Вотъ во Франціи духовенство гонятъ. Конечно, то черная католическая рать. А все же сказывается и въ семъ безумная дерзость интеллигентовъ и невѣровъ... Но то въ чужой полуязыческой державѣ творится. А что же наши суедумцы? Тотчасъ откликаются! Возвышаютъ главы свои, воздвигаютъ гоненіе на церковную школу: слышали, какъ тверское земство отличилось? Да и оно ли одно! Но... съ Богомъ шутки плохи! И тверское земство испытало это на себѣ... И Франція испытаетъ... „О. Матвѣй, поощряемый вниманіемъ слушателей, уже докапывался до самыхъ основаній, взрывалъ фундаменты и скакалъ на головокружительныя высоты, съ фанатическими блескомъ глазъ вскидывая руки, точно вызывая на борьбу какого-то ненавистнаго. Православіе! самодержавіе! народность! Вотъ три крае- угольныхъ камня нашей жизни. И изъ нихъ первый — право- славіе! Ибо кто собралъ Русь во едино стадо и создалъ само- державіе? Оно! Кто совокупилъ разнообразныя племена во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1