Годы перелома

445 Книга г. Арцыбашева начинается разсказомъ „Паша Ту- мановъ", который и по времени былъ первыми разсказомъ его, хотя появился только теперь. Судьба его такъ харак- терна, что не мѣшаетъ сказать о ней два слова. Сначала онъ былъ переданъ авторомъ въ редакцію „Русскаго Богат- ства", гдѣ его немедленно приняли и напечатали, но по независящими отъ редакціи обстоятельствамъ разсказъ не могъ появиться. Тогда, это было какъ рази въ самый раз- гаръ „Сердечнаго попеченія" о средней школѣ покойнаго Ванновскаго, „Паша Тумановъ" поступили къ намъ, но и тутъ тоже „независящая" обстоятельства встали непреодо- лимой преградой между авторомъ и читателемъ. По нашему совѣту г. Арцыбашевъ передали его въ журналъ безъ пред- варительной цензуры, гдѣ однако, узнавъ предварительную исторію хожденія по мытарствами этого разсказа, не рѣши- лись его напечать. Можно подумать, что авторъ задался цѣлью по меньшей мѣрѣ „разрушить государство", а дѣло все въ томъ, что онъ дали удивительно написанную кар- тину душевныхъ муки юноши, который, затравленный шко- лой, убиваетъ директора. Въ разсказѣ усмотрѣли нападеніе на систему средней школы и призывъ къ насильственному ея разрушенію. Между тѣмъ, въ немъ нѣтъ ни того, ни другого, потому что онъ гораздо значительнѣе и глубже. Авторъ поступилъ правильно, уничтоживъ бывшій раньше подзаголовокъ: „поэма дореформенной гимназіи", такъ какъ гимназія играетъ здѣсь не главную роль. Паша Тумановъ обычный типъ юноши, начинающаго „мыслить и страдать 11 , со всѣми уклоненіями и порывами, свойственными этому неустановившемуся возрасту, когда все въ человѣкѣ находится въ движеніи. Отъ существова- нія почти исключительно физіологическаго, свойственнаго дѣтству, начинается переходи къ самому важному — къ со- знанію себя человѣкомъ, къ осмысленному отношенію къ обществу, къ окружающей жизни, къ людямъ. Въ этотъ важнѣйшій моментъ перелома, когда въ насъ подымается впервые сознательная личность, Паша Тумановъ, какъ и тысячи его товарищей, не встрѣтилъ никого, кто направилъ бы кипѣвшія въ немъ силы на правильный путь духовнаго развитія, а наоборотъ, все окружающее было такъ устроено, чтобы подавить въ немъ личность и отлить его, ІІашу, по готовому и для всѣхъ одинаковому образцу. Онъ въ одномъ изъ послѣднихъ классовъ и чувствуетъ, что запустили дѣло ученія и что на экзаменѣ его ожидаетъ провалъ. „Почему такъ много, неопредѣленно много было упущено, ІІаша не зналъ. Отчасти это случилось по лѣни, отчасти по обстоятельствамъ, отъ Паши не зависящими, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1