Мои воспоминания. Том I (до 1881 г.)

— 13 — въ неисполненной форме, и, что можно такое дѣ- леніе привести къ частному, если даже числи- тель меньше знаменателя. Такими образомъ мы съ мѣста перешли къ десятичными дробями; и, хотя долженъ сознаться, къ математикѣ я спо- собностей не имѣлъ никакихъ, Федоръ Федоро- вичи съумѣлъ пробудить мой дремлющій умъ и заставить его работать самостоятельно. Развитіе, впрочемъ, было любимыми словечкомъ въ кондѣ 50-хъ годовъ и въ началѣ 60-хъ. Оно имѣло, конечно, свою слабую сторону, таки какъ действи- тельное знаніе часто замѣнялось болтовней. Но вело оно, несомнѣнно, къ привычке самостоя- тельно трудиться и мыслить не по книжкѣ. Все поколѣніе 60-хъ годовъ, учившееся по этой си- стеме, было совершенно свободно отъ веры въ чей либо авторитетъ. Это вело, конечно, къ само- мнѣнію, такъ какъ юноши, не знавшіе кто были Дмитрій Донской и о Пелопонесской войне имев- шіе лишь очень смутное понятіе, бойко созда- вали, теми не менее, целую философію исторіи. Но мыслить эта система все-таки научила, и, благодаря ей, порода ученыхъ попугаевъ у насъ перевелась. Третій мой учитель П. Н. Белоха применяли къ географіи тотъ же методъ. Его преподаваніе вело къ тому, чтобы карта врѣзывалась твердо въ память, и съ этой цѣлью онъ заставляли ученика чертить и чертить, пока не достигалось хотя по- добіе действительности, и весь земной шаръ не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1