Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой

роду, привычки И повадки, а иногда даже кажется, что онъ понимаетъ и ихъ языкъ . Но т у т ъ ничто не помогало. Лошадь артачилась и пятилась. Вдругъ Ле въ Николаевичъ выпрямился, глаза у него загорѣлись, и хлыстъ, свистя в ъ воздухѣ, опу- стился на лошадь. Лошадь пошла. И черезъ минуту никто уже не повѣрилъ бы, что этотъ , просто одѣтый, скроіѵіный ста- ри к ъ съ бѣлою бородой може тъ быть т а къ грозенъ. Но молшо сказать навѣрное, что э т о тъ случай не прошелъ безслѣдно для Льва Николаевича, потому что при его горя- чемъ темпераментѣ и боевомъ, настойчивомъ характерѣ онъ в ъ т о же время обладаетъ и необыкновенною чуткостью совѣсти, мучительно страдая при всякомъ насиліи. Въ этомъ сцѣпленіи кипучихъ , властныхъ инстинктовъ с ъ тонкою духовною организаціей лежитъ глубокій трагизмъ толстовской личности. Роя^денный съ сильными страстями и с ъ характеромъ в ъ высшей степени упругимъ, ретивымъ и настойчивымъ, представляя собою во всѣхъ отношені яхъ че- ловѣка, к а къ бы взятаго в ъ кубѣ, или того сверхчеловѣка (Ubermensch), о которомъ мечталъ Нитцше , Л. Н. Толстой в ъ то же время обладаетъ всеоблемліощею душой , жажду - щей самосовершенствованія. Съ одной стороны — ненасытная жажда власти надъ людьми, а съ другой—неодолимое рвеніе к ъ внутренней чистотѣ и сладости смиренія. Прометей в ъ видѣ согнувшагося бурлака съ лямкой на шеѣ или какой-нибудь Кай-Марцій-Коріоланъ в ъ положеніи послуш- ника представляли бы менѣе трагическое положеніе. Какая тема для психологической драмы! Между тѣмъ трагизмъ э т о т ъ есть характернѣйшая особенность толстовской личности и про- свѣчивается почти во всѣхъ его произведеніяхъ. Элементы этого трагизма лежа тъ в ъ его религіозномъ рве- ніи, которое не може тъ никогда примирить человѣка съ собою и держитъ его д ушу постоянно в ъ усиленномъ напряженіи— «рыбы на сушѣ», по характерному выраженію датскаго мысли- теля Киркегора. Это стремленіе стать и з ъ конечнаго безконечнымъ, и з ъ пе- пла—фениксомъ , и з ъ «мѣшка съ мясомъ»—Богомъ,—стремленіе, лежащее в ъ потенціальномъ видѣ в ъ каждомъ писателѣ, — в ъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1