Характеристика известных русских судебных ораторов

— 138 томъ, что и вггрѳдь въ подобномъ экстрѳнномъ случае они 6'Ькаті» вправе, сколько имъ угодно, а пѳрѳдъ г. прокуроромъ отвѣтитъ за нихъ капитанъ. Не думаю, чтобы такое положеніе способство- вало поднятію уровня нравственности судовой команды и укрѣпленію въ ней сознанія долга и личной ответственности. Рекомендуя взамізнъ того капитанамъ пароходовъ наказывать матросовъ ударами розогъ, г. прокуроръ, къ сожалѣнію, не поясняетъ намъ, где и когда должны были производить эту оиѳрацію командиры пассажирскихъ пароходовъ и должны ли были они при этомъ щадить по крайней мѣріз чувствительность нѳрвныхъ дамъ. Конечно, не этими мерами, если бы онѣ были даже возможны, можно парализовать и созда- вать сколько нибудь сносную судовую команду. Созданіе такой команды, безъ сомнѣнія, лежало на прямой и непосредствен- ной обязанности хозяина предпріятія — русскаго общества пароход- ства и торговли. И это было возможно. Что бы сказали мы о же- лезной дороге, которая вместо того, чтобы иметь постоянную дис- циплинированную бригаду кондукторовъ, нанимала бы уличный, сбродъ для каждаго предстоящаго поезда? А ведь именно нечто, подобное практиковалось на судахъ русскаго общества. По линіп крымско-кавказской, гдР заходятъ въ 18 портовъ, это сопровожда- лось еще уходомъ части команды въ каждомъ изъ портовъ. О ка- кой же подготовке команды капитаномъ, объ обученіи ея дисцип- лине могла быть речь? Но я не верю, чтобы при желаніи нельзя было создать инаго положенія вещей. У русскаго общества целый флотъ, больше 70 пароходовъ; ему совершенно необходимъ по- стоянный контингентъ обученной команды. Оно могло организо- вать это дело привлѳченіемъ людей и лучшимъ распределеніемъ вознагражденія, учрежденіемъ пенсій. Морякъ, знающш, что онъ на всю жизнь будетъ обезпѳченъ и въ случае болезни, н въ случае, несчастья, будетъ дорожить местомъ, ценить своего хозяина, у него съ нимъ установится невольно и нравственная связь. А какъ. же на капитана, на одно лицо, взваливать всю ответственность за дезорганнзацію, коренящуюся въ самомъ порядке вещей, въ самомъ направленіи дела? Этотъ капитанъ такой же необезпе- ченный труженикъ, какъ и его команда. Не въ его силахъ, не въ его возможности создать то, что можетъ быть дано только общею переорганизаціею положенія служащихъ въ русскомъ обще- стве пароходства и торговли. Думаю, что винить Кріуна за каче- ства команды, которым при томъ всеобщи, не представляется ни малейшаго основанія. Тоже нужно сказать и о снабжении парохо- довъ. Ссылаются на утвержденный, якобы, Высочайше уставъ р. о. п. и т., статьями котораго нормируются стношенія капитановъ. къ управлѳнію и главной конторе общества. Это очевидное недо- разуменіе. Въ деле имЬются два устава: одинъ, действительно Высочайше утвержденный и для всехъ обязательный наравне съ. закономъ, но въ немъ ни единымъ словомъ не упоминается ни о капитанахъ, ни о второстепенныхъ служащихъ вообще. Въ немъ говорится объ акціонерахъ, объ управленіи, о хозяевахъ пред- пріятія. Мы знаемъ, что существуешь такое центральное учрежденіе, какъ главная контора, есть разные инспектора и, между прочимъ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1