Характеристика известных русских судебных ораторов

— 144 ками на труды почтеннаго англійскаго моряка Томаса Грея онъ им'Ьлъ возможность прибегнуть къ тому способу толкованія закона, который называется „историческими 11 , для даннаго вопроса, представляющимся наиболее цѣннымъ и пригоднымъ. Но и простое логическое толкованіе приводитъ къ тѣмъ-же результатамъ. Стоитъ- только внимательно прочесть краткій тѳкстъ ст. 16 и ея примѣ- чаній, чтобы невольно задаться вопросомъ: да устанавливаетъ-ли на самомъ дѣлѣ эта статья тотъ безусловный прннципъ „право- держанія 11 , къ которому такъ льнетъ морская практика и который нашими противниками, гг. представителями гражданскаго иска, сво- дится даже къ простейшей формуле извощичьяго правила: „знай свою правую руку и ты, моряки! 11 Такъ-ли это? Истинный хористъ долженъ всеми своими силами стремиться къ возстановленію закона во всей его полноте и целесообразности. Читая ст. 15, не упускайте изъ виду ни одной ея запятой, ни едннаго оборота фразы, ни единаго выраженія, и весьма скоро вы поймете ея внутренний смыслъ. Только такое толкованіе возмоліно для юриста и обязательно^ для всехъ. Что должны обозначать собою все многократныя повторенія и оговорки статьи, устанавливающей поворота, вправо при встрече судовъ, что значатъ — эти многократныя повторенія: „только 11 , „един- ственный случай и т. п. 11 , которыми испещрена ст. 16. Не можемъ- жѳ мы предположить несовершенство въ редакціи закона, — это за- конъ фоіэмаціи новой, вполне современной намъ. Петровскіе арти- кулы и более ранніе законы действительно грГшили рѳдакціею, трудно бывало добраться до смысла, но правила, возымевшія силу лишь съ 1880 г., вправе избежать подобнаго упрека и подобнаго подозренія. Я утверждаю это смело: законъ безупреченъ по своей редакціп. Въ постоянныхъ повтореніяхъ имъ того положенія, что поворота на право применяется лишь въ точно определенныхъ случаяхъ, — нельзя усматривать ни случайности, ни безцельныхъ повтореній. Законодатель сознательно борется съ вредною н опас- ною рутиной, ведущей къ безпрестанаымъ столкновеніямъ. По указанію капитана Коломба изъ 86 случаевъ столкновенія судовъ 54 случая проясходятъ отъ злоупотребленій въ прпмененіи правилъ ст. 15, которая, по мненію самоучекъ, и, такъ называе- мыхъ моряковъ-практиковъ, предписываетъ бѵдто-бы во всГхъ случаяхъ поворачивать вправо. Это грубое и непростительное заблужденіе, по счастію, отверг- нуто здесь и болынннствомъ экспертовъ. Въ этомъ уже большая побГда защиты Кріѵна. Мы отстояли возможность и законность расхожденія бортовъ зелеными огнями, а, стало быть, и правыми бортами. Теперь гг. судьи, установимъ факты. На „Колумбіи 11 былп-ли бортовые огни? Йхъ не было. Невозможно даже допустить, чтобы Кріунъ и его команда условились показывать иначе, чГмъ было въ действительности. На. „Владимире 11 было много пассажировъ и каждый могъ явиться случайными свндетѳлемъ, видевшимъ огни. Иное дйло на „Колумбіи 11 , тамъ все была своя семья. Капитанъ мирно почивалъ, вахта велась небрежно и отсутствіе фонарей на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1