Характеристика известных русских судебных ораторов

183 калъ въ томъ жену, въ ігослѣдшѳ моменты ея жизни? Не лжетъ ли Сурина? Но, гг. присяжные, не одними внешними обстоятельствами, которыя рѣжутъ глаза, определяется характеръ дѣйствій человека; при известныхъ случаяхъ, надо посмотреть и на тѣ дупгѳвныя проявленія, которыя свойственны большинству . людей при изве- стной обстановке. Зачемъ онъ бросилъ тень на честь своей жены въ глазахъ Аграфены? Да потому, что, несмотря на некоторую свою испорченность, онъ живетъ въ своеобразномъ міре, где при разныхъ, подчасъ грубыхъ и ее вполне нравственныхъ явленіяхъ, существуетъ известный, определенный, простой и строгій нрав- ственный кодексъ. Вліяніе кодекса этого выразилось въ словахъ Аграфены: „я вашего закона нарушать не хочу!44 Подсудимый че- ловекъ самолюбивый, гордый и властный; придтипросто просить у Аграфены прощѳнія и молить о старой любви значило бы прямо сказать, что онъ жену не любитъ потому, что женился „сдуру“, не спросясь броду; Аграфена стала бы смеяться. Надо было иметь возможность сказать Аграфене, что она можетъ нарушить законъ, потому что этого закона нетъ, потому что жена внесла безчестье въ домъ и опозорила законъ сама. Не тоскующимъ и сделавшимъ ошибку непоправимую на всю жизвь, долженъ онъ былъ придти къ Аграфене, а чѳловекомъ оскорбленнымъ, презирающимъ жену, не смогшую до свадьбы „себя соблюсти41 . Въ такихъ усвовіяхъ Аграфена стала бы его, быть можетъ, жалеть, но онъ не былъ бы смешенъ въ ея глазахъ. И прнтомъ — это общечеловеческое свойство, печальное, но верное, — когда человекъ безпричинно ненавидитъ другого, неоправедливъ къ нему, то онъ силится найти въ немъ хоть какую нибудь, хоть вымышленную вину, чтобы оправдаться въ постороннихъ глазахъ, чтобъ даже въ глазахъ самаго ненави- димаго быть какъ бы въ своемъ праве. Вотъ почему лгалъ Егоръ о жене Аграфене и въ решительную минутупри нихъ обеихъ повторялъ эту ложь, въ виде вопроса жене о томъ, кому продала она свою честь? хотя теперь и утверждаетъ, что жена была цело- мудренна. Зачемъ онъ вызва.лъ Аграфену, идя на убійство? Вы озна- комились съ Аграфеною Суриною и, вероятно, согласитесь, что эта женщина способна вносить смуту и раздоръ въ душевный міръ человека, ею увлеченнаго. Отъ нея нечегождать, что онауспокоитъ его, станетъговорить, какъ добрая, любящая женщина. Напротивъ, она скорей всего, въ ответъ на увереяія въ прочности вновь воз- никшей привязанности, станетъдразнить, скажетъ: „какъ-же, поверь тебе, — хотелъ ведь на мне жениться — два года водилъ-де и же- нился на другой 44 . Понятно, что въ человеке самолюбивомъ, мо- лодомъ, страстномъ, желающемъ пріобрести Аграфену, должно было явиться желаніе доказать, что у него твердо намереніе обладать ею, что онъ готовъ даже уничтожить жену-разлучницу, да не на словахъ, которымъ Аграфена не веритъ и надъ которыми смеется, но на деле. Притомъ, она уже разъ испытала его не- верность, она можетъ выйти замужъ, не векъ же находиться подъ его гнетомъ; надо ее закрепить надолго, навсегда, поделившись съ нею страшною тайною. Тогда всегда будетъ возможно сказать: „смо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1