Очерк истории русской женщины

— 96 — это общественное мнѣдіе. Лица, имѣвшія доступъ ко двору, на другой день послѣ свадьбы являлись къ царю со всѣмъ поѣздомъ; но молодой мужъ недѣвственнины не смѣлъ показаться на глаза государю и не имѣлъ этого права представиться ему. „Если шх- ступающій въ священники на брачномъ ложѣ не находилъ дѣв- ства и это впослѣдствіи обнаруживалось, то онъ лишался своей должности" (Олеарій). Признаніе брака церковнымъ таинствомъ утвердилось въ массѣ народа только въ позднѣйшее время и церковь, втеченіе долг ихъ столѣтій, напрасно старалась подчинить браки регулированыо сво- ихъ византійскихъ законовъ. Простой народъ долго избѣгалъ цер- ковнаго вѣнчанья и считалъ его обязательнымъ только для кня- зей и бояръ. Въ' XVI, ХѴП, мѣстами даже въ XVIII в., ко- гда еще продолжалась борьба съ язычествомъ, простолюдины сплошь и рядомъ женились безъ церковного благословенія, „въ роду и въ племени, въ кумовствѣ и сватовствѣ, и въ крестномъ брат- ствѣ, и при жизни первыхъ женъ“. Церковный обрядъ бракосо- четанія часто занѣнялся древнимъ языческимъ обрядомъ хожденія жениха и невѣсты — Безъ вѣичанъя, безъ попа, Вкругъ зеяенаго раіздтова куста. Этотъ обрядъ и далъ происхожденіе пословицѣ — „вѣнчаля вкругъ ели, а, черти пѣли “ . Стенька Разинъ положительно OTBej)- галъ церковное вѣнчанье, говоря: „къ чему вѣнчаться? Станьте въ парѣ подлѣ дерева да пропляшите вокругъ него — вотъ и по- вѣнчались"! Онъ собиралъ молодежь, приводилъ къ вербовому де- реву, заставлялъ ихъ парами плясать вокругъ него и потомъ увѣрялъ, что они, послѣ этого обряда, сдѣлались совершенно за- конными супругами. Въ нѣкоторыхъ уѣздахъ витебской губерніи до поздпѣйшаго времени, при празднествахъ масляницы, молодые парни, условившись съ дѣвицами, увозили ихъ въ лѣсъ, къ за- вѣтному дубу, объѣзжали его три' раза и тѣмъ оканчивали свое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1