Очерк истории русской женщины

• — 100 - пу второй бракъ, церковное законодательство въ то же время при- знавало за массою духовенства неспособность къ воздержанію и, чтобы избавить церковь отъ оскверненія ея грѣшными служителя- ми, не дозволяло вдовышъ попамъ ни служить обѣдепъ, ни совер- шать таинствъ, — они могли исполнять только обязанности дьяч- ковъ. Но всѣ эти церковныя правила утверждались въ жизни очень медленно и духовенство,, особенно низшее, сплошь и рядомъ нарушало ихъ. Нечего говорить о многочисленныхъ бракахъ Ивана Грознаго, которые духовенство утверждало, съ назнаценіемъ царю церковна- г’о наказанія, и въ то же время грозило проклятіемъ всякому, кто, подобно Ивану, женится болѣе трехъ разъ, — самые обыкновенные смертные могли дѣлать то же самое, что и Грозный царь. Въ XT и ХТІ в. духовенство, особенно въ отдаленныхъ провинціяхъ, дозво- ляло православнымъ жениться по пяти, по восьми, даже по де- сяти разъ. Къ числу важныхъ ограниченій, полагавшихся цер- ковью свободѣ полового союза, относятся еще обязанность брако- сочетающихся имѣть дозволеніе своихъ родителей или опекуновъ и запрещеніе брака между вицами, состоящими въ родствѣ до седьмой степени, кумовствѣ и свойствѣ. Это послѣднее ограниченіе было всегда тягостнымъ особенно для жителей отдаленныхъ захо- лустныхъ поселейій, большинство жителей которыхъ обыкновенно состояло въ родствѣ или кумовствѣ между собою. Стѣснительность этихъ правилъ хорошо выражается въ извѣстной пѣсенкѣ — Радъ-бы я жениться, да некого взять: За моремъ синюща, — сестричка мнѣ, и т. д.,' — все родственницы... По патріархальному воззрѣнію, женщина, вступая въ бракъ, не имѣетъ никакихъ личныхъ цѣлей; бракъ существуете не для ея удовольствия, не для ея интересовъ;. женщина служить' только орудіемъ для продолженія рода. Первое достоинство жены — чадо- родіе. Она должна рождать мужу дѣтей, и преимущественно сы- новей, эдихъ столповъ рода. Неплодіе жены считалось величай-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1