Очерк истории русской женщины

— 105 — торжественно поздравляли ихъ „имѣемъ честь поздравить выпаримшись . При такой бездѣльной и тупой жизни, за жен- щиною оставалось только одно значеніе родоначальницы, ожирѣвшей на своихъ пуховикахъ-и отупѣвшей отъ своей сонной праздности. Жена должна быть рабынею мужа. Вотъ какъ разсуждаетъ объ, этомъ одна Кормчая, на тему, „яко не подобаетъ жены госпожею .звати". „Пытайте ученья, которое говорить: женѣ не велю учити, ни владѣти мужемъ, но быти въ молчаніи и въ. покореніи мужу своему... Того ради не подооаетъ жены звати госпожею, а женѣ слѣдуетъ мужа звати господиномъ. Какой властитель низшихъ себя называетъ господами или какая госпожа зоветъ рабу госпо- жею? Не осрамляйте мужской главы; иначе Христа осрамите вы, а кто осрамить его, тотъ не прощенъ будетъ ни въ сей вѣкъ, ни въ оудущій . Преобладаніе жены надъ мужемъ считалось ве- личайшимъ позоромъ для человѣка. '„Не скотъ въ скотѣхъ — ■ коза", проповѣдуетъ Даніилъ Заточникъ, „не звѣрь въ звѣ- рехъ ежъ, не рыба въ рыбахъ — _ ракъ, не птица въ птицѣхъ нетопырь, а не шужъ въ мужѣхъ, кѣмъ своя жена владѣетъ". (Ііужъ, по „Домострою", обязанъ поучать жену свою о „всякомъ благочиніи, какъ душу спасти, и Богу я мужу угости, и домъ свой добре строити; а жена должна во всемъ ему покорятися и со страхомъ внимати". „Ежедневно жена должна спрашиваться у мужа обо всемъ и совѣтоваться, какъ въ люди ходити и къ себѣ принимати, и съ гостями что бесѣдовати", какъ и что дѣ- лать по хозяйству и т. д. Даже въ раЗговорахъ съ чужими людьми, она должна разузнавать и поучаться, „какъ добрыя жены живутъ и какъ мужей своихъ слушаютъ, и съ ними спрашиваются и имъ повинуются во всемъ". „А если жену слово п наказаніе не иметь, ;есля она не слушаетъ и не внимаетъ, и не боится, и не творитъ, какъ мужъ учить, то плетію постегати, винѣ смотря, наединѣ, а не передъ людьми, н поучивъ, примол- вим п пожаловати, п никаісожъ не гнѣваться другъ на друга. А за всякую вину по уху и по лицу ни биги х ни кудармъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1