Очерк истории русской женщины

108 мужа. Домостройные порядки и стремились именно къ тому, чтобы, упрочивъ неограниченное санодержавіе мужа, довести женщину до того же самаго состоянія,’ въ какомъ находится превратившійся въ идіота узникъ, который, будучи оевобожденъ послѣ долгихъ лѣтъ одиночнаго заключенія, ни за что не хочетъ покинуть милой • ему тюрьмы, и его приходится освобождать силою. Огромную массу русскихъ женщинъ домостройные порядки успѣли довести именно до такого состоянія. Всѣ мысли, желанія, чувствованія подооной женщины принадлежать ея мужу. У ней нѣтъ Ничего своего, нѣтъ даже личнаго самолюбія, — она можетъ гордиться и тщеславиться только своимъ повелителемъ, J подобно тому, какъ какой-нибудь любимый рабъ, камердинеръ, дворецкій гордятся и тщеславятся своимъ бариномъ. Это рабское двойство рѣзко выра- жается въ мѣстничествѣ женщинъ. Не только разныя боярыни постоянно ссорились и грызлись между собою за мѣста, охраняя такимъ образомъ мѣстную чесдь мужей своихъ, но то же самое происходило и въ низшихъ классахъ народонаселенія; баба, не- сознававшая своей личности, ссорилась съ другою бабою за отно- сительное достоинство мужей. Вотъ что писалъ, напр., въ 1681 году изъ Москвы одинъ дворецкій своему помѣщику: „А что, государь, написано въ памяти твоей, чтобы бабъ развесть по из- бамъ, и бабы, государь, ни которая не слушаетъ; все лишь бра- нятся межъ себя, и меня, холопа твоего, не слушаютъ, лаютъ; и ихъ развесть безъ твоего государскаго указу нельзя. Приходилъ я, холопъ твой, многажды въ избу и имъ говоридъ, чтобъ ЦЗМІЪ- ■спШли Марью Чеглокову, дали мѣсто; и онѣ не даютъ, никто не хочетъ ниже. сидѣть“ . (^Забитость и раболѣпность женщины были непосредственнымъ результатомъ тиранніи ея повелителя, — тиранніи, действитель- ность которой далеко превосходила собою ея домостройный идеалъ: мужъ былъ хозяиномъ жены и дѣлалъ съ нею что угодно. Онъ про-/ 1 давалъ, закладывалъ, проигрывалъ ее, какъ вещь или скотину. Во\ времена голода и другихъ общественныхъ бѣдствій сплошь и ря-|

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1