Очерк истории русской женщины

— 118 — древнерусской женщинѣ, что „рѣдко дозволялось ей ижѣть влія- ніе на дѣтей своихъ, начиная съ того, что знатной женщинѣ. считалось неприличнымъ кормить.- грудью дѣтей, которыхъ поэтому’ отдавали кормилицамъ; мать впрслѣдствіи имѣла надъ ними менѣе надзора, чѣмъ няньки и дядьки которые воспитывали господскихъ дѣтей подъ властью отца семейства (Костомаровъ). Но это от- носится только къ женщинамъ высшаго круга; въ среднихъ и- низшихъ классахъ вліяніе матери всегда было сильно, и народъ вполнѣ сознаетъ #го, .говоря: „ что мать въ голову вобьетъ, того и отецъ не выбьетъ". Но мать, при своемъ глубокомъ невѣже- ствѣ, при своей рабской пассивности могла вбивать въ голову только то, чѣмъ отецъ забилъ ея собственную несчастную голову. Еще надъ ко#йбелью своего ребенка она поетъ тысячелѣтнюю пѣс- ню о рабскомъ терпѣніи, о непреложности „святорусскихъ" поряд- ковъ, о неизбѣжности всероссійскаго горя-зло і Гастія, о необходимо- сти покориться злодѣйкѣ-судцбѣ, Дорого расплачиваемся мы за .такіе уроки своихъ матерей, въ рабствѣ зачатыхъ, въ неволѣ рожденныхъ, въ рабствѣ, зачинавшихъ, въ неволѣ и для неволи рождавшихъ, впродолженіе десятковъ' вѣковъ, цѣлые милліоны людей. | м ме_рть мужа, по древнерусскому патріархальному воззрѣнію, далеко не освобождала жены изъ ея зависимаго положенія. Вто- ричное замужество вдовы считалось дѣломъ совершенно неодобри- тельнымъ въ нравственномъ отношеніи^ Попадьи, вышедшія замужъ по смерти поповъ своихъ, мучатся въ адскомъ пламени наряду съ блудницами (Вуслаевъ, I, 495). По другому сказанію, за ихъ грѣхъ отвѣчаютъ на томъ свѣтѣ и сами умершіе мужья ихъ, не- принявшіе заблаговременно мѣрѵ чтобы ихъ жены не оставляли состоянія „честнаго вдовства". ІВъ древности вдову сожигали съ трупомъ ея іужаД чтобы вмѣстѣ съ нимъ она вошла въ рай и служила бы ему тамъ, какъ на землѣ. Византизмъ измѣнилъ, но не искоренилъ этого вѣрованія и основаннаго на немъ обычая. Вдову начали постригать въ монастырѣ, гдѣ она должна была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1