Очерк истории русской женщины

V. Полное осуществленіе тѣхъ идеаловъ семейной и общественной жизни, которые царили надъ умами нашихъ предковъ, положи - тельно невозможно І^Эти идеалы противуестественны; отъ нихъ вѣетъ не развитіемъ, не движеніемъ, не жизнію, а застоемъ и смертью. Даже въ тѣхъ случаяхъ, когда народъ не сознаетъ еще ихъ не-’ годности и нераціональности, его природа инстинктивно протестуетъ противъ такихъ порядковъ, нарушая ихъ ежеминутно, хотя въ то же время запуганная совѣсть и старается обуздать совершенно естественные порывы этой непосредственной природы, стремящейся къ свободѣ и счастію. Въ грубомъ, невѣжественномъ, основанномъ на рабствѣ и насиліи, обществѣ .эти стремленія принимаютъ урод- ливый характеръ, выражаясь въ порокахъ и преступленіяхъ, ко- торыми была такъ богата древняя Русь. Глубокая и всесторонняя развращенность господствовала здѣсь во всѣхъ классахъ общества, прикрываясь фарисейскою маскою обрядовой добродѣтели. Самое крайнее лицемѣріе проникало собою всю жизнь. Вотъ, напр., Сто- главый соборъ, запрещая держать по монастырямъ водку говорить: „а отъ фряжскихъ винъ не возбраняется, нѣсть бо нигдѣ Писа- но, что не нити сего вина; аще гдѣ обрящутся фряжскія вина, то во славу божію испиваютъ!/'. “ Или вотъ другой, еще болѣе разительный примѣръ этого лицемѣрія. Всѣ попы носили Скуфью, которая считалась главнымъ признакомъ ихъ сана. „Міряниаъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1