Очерк истории русской женщины

охранить свою жизнь, мы можемъ до сихъ норъ наблюдать въ патріархальной оемьѣ современная намъ „темнаго царства". „Здѣсь, говорить Добролюбовъ, — всѣ въ войнѣ: жена съ мужемъ за его самовольство, мѵжъ съ женою за ея непослушаніе или неугожде- ніе, родители съ дѣтьми за то, что дѣти Хотятъ жить своимъ умомъ, дѣти съ родителями за то, что имъ не даютъ жить своимъ умомъ " и т. д... „Наружная покорность и тупое сосредоточенное горе, доходящее до совершеннаго идіотства и плачевнѣйшаго обез- личенія, переплетаются въ темномъ царствѣ съ рабскою хитростью, гнуснѣйшимъ обманомъ, безсовѣстнѣйшимъ вѣроломствомъ. Тутъ никто не можетъ ни на кого положиться: каждую минуту вы мо- жете ждать, что' пріятель вашъ похвалится тѣмъ, какъ онъ лов- ко обсчиталъ или обворовалъ васъ; тесть надѵетъ зятя* прида- нымъ; • женихъ обочтетъ и обидитъ сваху; невѣста-дочь проведетъ отца и мать, жена обнанетъ мужа. Ничего святого, ничего чи- стаго, ничего праваго въ этомъ темномъ мірѣ: господствующее надъ нимъ самодурство, дикое, бездушное, неправое прогнало изъ него всякое сознаніе чести и права... И не можетъ быть ихъ тамъ, гдѣ повержено въ прахъ и нагло растоптано самодурами человѣческое достоинство, свобода личности, вѣра въ любовь и счастье и святыня честнаго труда". Изъ этого сплетенія семейныхъ интригъ, козней, ссоръ и все- возможныхъ доѣзжаніі другъ друга рѣзче всего выдается борьба жены съ мужемъ. Приктическая народная мудрость говорить, что „честный мужъ только одну жену обманываетъ"; „и дура же- на мужу правды не скажетъ". Дѣйствительно, большинство супру- жествъ въ древней Россіи, какъ и въ нынѣшнемъ темномъ цар- ствѣ, вовсе не имѣло характера мирнаго союза двухъ любящихъ существъ, а походило вполнѣ на союзъ господина съ рабыней, которая и ненавидитъ, и боится своего притѣснителя. Силою вы- данная за нелюбимаго человѣка, страдающая отъ его деспотизма и самодурства, озлобленная, раздраженная, вѣчио недовольная всѣмъ окружагощимъ, женщина дѣлается болѣзненно-сварливою,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1