Очерк истории русской женщины

— 127 — и хотѣли казнить, если онъ не вылёчитъ даря. Тотъ въ отчая- ніи выбрали травъ, какихъ попало, сдѣлалъ изъ нихъ ванну для даря, и послѣднёму, случайно, конечно, стало легче послѣ этого. Боярина еще разъ посѣкли за то, что, зная средство, онъ не хотѣлъ говорить о немъ. Ему было строго-на-строго наказано, чтобы онъ не смѣлъ мстить своей женѣ. „При насъ,— разсказы- ваетъ Олеарій,— одинъ изъ великокняжескихъ конюховъ обвинялся по доносу своей злой жены въ томъ, что имѣлъ будто бы намѣ- реніе отравить великокняжескихъ лошадей, а еслибы представился случай, то и самого великаго князя. По этому доносу сказанная жена конюха была подвергнута пыткѣ, и такъ какъ она вынесла всѣ нученія, не измѣнивъ показанія, то мужъ ея признанъ былъ виновными и сосланъ въ Сибирь, она же осталась въ Москвѣ и по- лучала отъ казны на прожитокъ половинное жалованье своего мужа. Кромѣ силы клеветы и доноса, въ рукахъ женщины была еще другая тайная сила — волшебство и чародѣйство. „Эта послѣдняя сила была страшилищемъ, передъ которыми трепетало все обще- ство до нослѣдняго человѣка, сколько-нибудь значимаго для по- дыскателей чужой погибели. Отъ этой силы было мудрено укрыться даже въ собственяыхъ хоромахъ, даже въ самыхъ сокровенныхъ клѣтяхъ этихъ хоромъ. Она была ежеминутно направляема про- тивъ всякаго, забиравшаго въ свои руки какую-либо власть, а тѣмъ больше власть государскую, дворовую “ (Забѣлинъ). Нерѣдко мужья отравляли и тайно убивали своихъ женъ, но гораздо чаще жены прибѣгали къ этишъ средствамъ, которым всегда служатъ страшными орудіемъ въ рукахъ всѣхъ забитыхъ и угнетенныхъ людей. Мужеубійство было столь обычными явленіемъ, что даже въ женихѣ возникали уже мрачныя подозрѣнія относительно его любимой невѣсты, и Горе-Злочастіе, являясь ему во снѣ, пред- сказывало — Быть тебѣ отъ невѣсты истравлену, Еще быть тебѣ отъ жены удавлену, Изъ-за- злата п срёбра быть убитому!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1