Очерк истории русской женщины

VI. „Женщина, говорите Добролюбову — которая хочетъ идти до конца въ своемъ протестѣ противъ угнетенія и произвола старшпхъ въ русской семьѣ, должна быть исполнена героическаго саноотвер- женія. Еакимъ образомъ она можете выдержать себя? Гдѣ взять ей столько характера? — А гдѣ берете дитя характеръ для того, чтобы воспротивиться всѣми силами, хотя бы за сопротивленіе было назначено самое страшное наказаніе? То же самое нужно сказать и о женщинѣ, рѣшающейся на борьбу за свои права: дѣло дошло до того, что ей уже невозможно дольше выдерживать свое уни- жете; вотъ она и рвется изъ него, уже не по соображенію того, что лучше и что хуже, а только по инстинктивному стремленію къ тому, что выносимо и возможно. Натура замѣняетъ здѣсь и сооб- раженія разсудка, и требованія чувства и воображенія; все это сливается въ общемъ чувствѣ организма, требующаго себѣ воздуха Эти органическія стремленія къ свободѣ и счастію болѣе или ме- нѣе присущи всѣмъ женщинамъ, всѣмъ людямъ; они существовали всегда г существовали н,е безплодно. Произведенія народной поэзіи ясно свидѣтельствуютъ, что женщина никогда не была вполнѣ до- вольна своимъ несчастнымъ положеніемъ. Главнымъ мотивомъ на- родныхъ женскихъ пѣсенъ служатъ безконечпыя жалобы дѣвушки на своихъ родителей, женщины — на мужей и ихъ семейства, вдовы — на свое безпомощное одиночество. Эти болѣзненные стоны рабыни,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1