Очерк истории русской женщины

— 151 — извѣстную долю изъ своего имѣнія, иногда же вдова, вм _Ьсіѣ съ дѣтьми, получала сполна все имущество покойнаго. Такимъ обра- золъ, дѣвушка съ прожиточньшъ помѣстьемъ, вдова, даже замуж- няя женщина были въ своихъ имѣніяхъ називисимыми госпожами и вмѣстѣ съ помѣщиками-мужчинами должны были нести завла- дѣніе помѣстьемъ обязательную государственную служоу посред- ствомъ своихъ дѣтей, родственниковъ или постороннихъ лицъ. Роль помѣщиды имѣла такое же важное значеніе для развитія въ женщинѣ самостоятельная характера, какъ и роль феодалки -въ западной Европѣ. Женщина всегда рвалась на свободу изъ своей семейной неволи и стремилась принять участіе въ общественной жизни. Дѣвушки и женщины, убѣгая изъ своихъ семействъ, нерѣдко приставали къ разнымъ бродягамъ, составляли шайки, дѣлались атаманами раз- бойниковъ; преданія о знаменитыхъ разбойницахъ и урочища, но- сящія ихъ имена, разсѣяны по всей Россіи. Въ смутныя времена подобный женщины дѣйствовали нерѣдко наравнѣ съ мужчинами. Такъ, напр., вч> эпоху Разина, одна 'монахиня, жившая въ приго- родной слободѣ подъ Арзамасомъ и занимавшаяся вѣдовствомъ, явилась въ Темнивовъ, стала набирать здѣсь банду и приняла предводительство надъ бунтующими мужиками. Побѣдитель послѣд- нихъ, Юрій Долгорукій, велѣлъ сжечь ее въ срубѣ. Современники говорятъ, что она ходила въ мужскомъ платьѣ и была столь не- устрашима, что когда прочитали ей смертный приговоръ, то не- измѣнплась въ лицѣ, а когда жгли въ срубѣ, то сказала: „когда бы всѣ такъ воевали, какъ я, то князь Юрій навострилъ бы отъ насъ лыжи“. Даже женщины высшихъ классовъ умѣли все-таки пользоваться свободой и нерѣдко, оставляя -тер.емъ, преимуществен- но по ночамъ, отправлялись куда-нибудь кутить въ веселой ком- паніи. Для этихъ выѣздовъ онѣ держали обыкновенно мужское платье, верховыхъ лошадей и сѣдла. Въ XVII в. строгая разоб- щенность половъ начала уже значительно смягчаться. По окончаніи обѣденнаго стола для гостей, къ нимъ каждый разъ выходила хо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1