Очерк истории русской женщины

концу XVII вѣка старый патріархальный бытъ разшатал- ся до того, что даже лучшіе изъ его охранителей начали созна- вать необходимость перемѣнъ и новыхъ порядковъ. Осторожно и мало-по-малу стали совершать передѣлки въ древне-русской жизни на европейскій образедъ. Во главѣ этого движенія всѣхъ рѣзче и послѣдовательнѣе выступилъ Петръ, обставленный всѣми ужа- сами террора. Старый порядокъ былъ потрясенъ во многихъ сво- ихъ основахъ. Реформа подорвала' зааченіе родового принципа, царившаго надъ всей древне-русской жизнью, и дала сильный толчокъ тому постепенному разложение архаическаго семейства, какое мы видимъ въ исторіи всѣхъ цивилизованныхъ народов^*). Въ государственной жизни, выражаясь словами кн. Щербатова, „стали уже не роды почтенны, а чины, заслуги и выслуги"; на передній иланъ былъ выдвинуть принципъ личнаго достоинства, и личность во многихъ отношеніяхъ сдѣлалась независимою отъ семьи и рода, реформа разрушила теремъ — эту темницу, построен- ную родовымъ началомъ и- патріархальнымъ деспотизмомъ для женщины, и сдѣлала послѣднюю членомъ общества. Это былъ одинъ изъ важнѣйшихъ момеятовъ въ дѣлѣ освобожденія русской *) Объ этомъ разложение ом. въ моей кнпгѣ „Исторпческія Судьбы Жен- щины. “

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1