Очерк истории русской женщины

— 156 — женщины. Вышедшп на свободу изъ терема, она сравнялась съ европеянЕой и получила возможность вмѣстѣ съ нею дѣйствовать въ пользу дальнѣйшей своей независимости) Профессоръ Соловьевъ говорить, что „семейная реформа пе- трова, освобожденіе женщины изъ терема, совершилась скоро и безпрепятственно: доказательство, что теремное заключеніе женщи- ны коренилось не въ умоначертанія нашихъ предковъ, не въ ка- кихъ-нибудь религіозныхъ воззрѣніяхъ, занесеняыхъ изъ Византіи, а въ извѣстныхъ неблагопріятныхъ обстоятельствахъ: грубость нра- ' ®овъ Дѣлала невозможнымъ пребываніе женщины въ мужскомъ об- щеетвѣ... Ни одинъ современный писатель не говорить, что се- мейныя реформы Петра встрѣтили сопротивленіе со стороны каккъ- ниоудь византійскихъ вліяній: гдѣ ate основаніе предполагать эти вліяніяГ (т. XX, стр. 273). Трудно встрѣтить что-нибудь нелѣпѣе этого мнѣнія москов- скаго историка. Вопервыхъ, семейная реформа Петра совершилась скоро только въ высшихъ слояхъ столичнаго общества, въ которыхъ женщина давно уже старалась вырваться изъ терема. Петръ сразу удовле- творили этимъ сгремленіямъ, которыя и безъ его крутого перево- рота все-таки достигли бы своей цѣли, хотя и не такъ скоро. Въ среднихъ классахъ и въ ировинціяхъ теремное заключеніе и отчужденіе згенщины отъ оищества не совсѣмъ еще пали даже въ концѣ XYIII и въ началѣ XIX вѣка. Аббатъ Шанпъ говорить, что даже во время его путешествія въ Россіи почти вовсе не было общества въ европейскомъ значеніи этого слова. „Такъ какъ мужчины мало уважаютъ женщинъ, то онѣ не играютъ въ обществѣ никакой роли, а какое общество . можетъ' образоваться безъ нихъ 1 ? Онѣ почти постоян но живутъ взаперти, внутри сво- ихъ домовъ; онѣ тамъ проводятъ дни свои въ скукѣ, окружен- ныя своими рабынями, безъ власти и безъ занятія; онѣ даже не наслааідаются удовольствіемъ чтенія, ибо большинство изъ нихъ не умѣетъ читать... Губернаторы и главные чиновники даютъ по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1