Очерк истории русской женщины

— 157 — нѣскольку разъ въ годъ болыпіе обѣды. Родственники точно также собираются отъ времени до времени для того, чтобы празд- новать имянины, но они рѣдко допускаютъ на эти празднества людей постороннихъ. На болыпіе обѣды приглашаютъ и мужчинъ, и женщинъ, но ихъ не сажаютъ за одинъ столъ, даже въ одной компатѣ. Хозяйка дома является въ комнату мужчинъ лишь въ ту минуту, когда они собираются садиться за столъ, и несетъ большой нодносъ съ рюмками водки, которую она подаетъ всѣмъ гостямъ съ крайнимъ смиреніемъ, и затѣмъ удаляется". „Злоупо- требляя болѣе чѣмъ гдѣ-либо правомъ сильнаго, мужчины устано- вили самые несправедливые законы, противъ которыхъ до сихъ поръ ничего не могутъ сдѣлать женская красота и женская нѣж- ность. Женщинъ обыкновенно нельзя иначе видѣть, какъ въ при- сутствіи ихй> мужей, и если вы съ пими внимательны и любезны, то подвергаетесь опасности больше уже не .видать ихъ". Въ захо- лустьяхъ купечество, духовенство, мелкое чиновничество до сихъ поръ держится подобныхъ домостройныхъ обычаевъ, и петровская реформа женскаго быта, еще и въ наши дни, совершилась не во- всѣхъ слояхъ народонаселенія. Вовторнхъ, эта реформа произошла далеко не- безпрепятствен- но, какъ утверждаете это многоученый историки. Она вызвала борьбу съ традидіями старыхъ порядковъ, которая продолжалась не лолько при Петрѣ, но и долго послѣ него. Всѣ люди старин- ного завѣта, всѣ отцы и мужья, воспитанные по правилами До- мостроя, всѣ сословія, которыхъ вовсе не касалось или же касалось мало просвѣтительное вліяніе Евроны, въ особенности духовенство и купечество,— всѣ они были крайне недовольны тою свободою и тѣмъ участіемъ въ общественной жизни, какія предоставила жен- щинѣ петровская реформа. Правда, семейная реформа еще при жизни Петра пустила самый прочныя корни въ русскую почву, а провозглашенный ею принципъ женской свободы постепенно раз- вивался и осуществлялся въ поелѣдующее время, особенно въ цар- ствованіе четырехъ императрицъ, но этому постепенному улучшенію

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1