Очерк истории русской женщины

— 158 — женскаго быта всегда противодѣйствовали тѣ начала, которыя въ XYI и XYII столѣтіяхъ довели русскую женщину до такого без- гласнаго и жалкаго положенія. Останавливаясь во время такихъ реакціонныхъ періодовъ, какъ, напр., царствованіе Павла, дѣло улучшенія женской судьбы шло, однакожъ, впередъ вплоть до на- чала новой эпохи въ исторіи женщины— -до сороковыхъ годовъ настоящаго столѣтія, когда, подъ вліяніемъ европейской мысли, у насъ блестнула яркимъ свѣтомъ великая идея женской свободы и равноправности. (бетръ не только освободилъ женщину изъ терема, не только ввелъ ее въ общественную жизнь, но и положили начало улучше- нію ея семейнаго быта, — улучшение, которое послѣ него соверша- лось постепенно, не столько, впрочемъ, путемъ законодательными, сколько помимо закона, путемъ житейской практики) Еще до Петра патріархъ Адріанъ сѣтовалъ на то, что браки "заключают- ся безъ взаимнаго согласія жениха и невѣсты, отъ чего „житіе ихъ бываетъ бѣдно, другъ другу навѣтно и дѣтей безприжитно“. Петръ старался искоренить тотъ патріархальный обычай, въ силу котораго бракъ заключался не вступающими въ него лицами, а ихъ родителями. Въ 1702 г. онъ уничтожили и рядную запись, отменявшую еще до свадьбы свободу жениха и невѣсты, постано- вивъ, что „буде кто дочь или сестру или какую свойственницу, или дѣвица сама или вдова сговорить замужъ за кого, а послѣ сговору и обрученья женихъ невѣсты взять не похочетъ или не- вѣста за жениха замужъ идти не похочетъ, и въ томъ быть сво- бодѣ“. Подъ вліяніемъ этой прогрессивной реформы, русскія дѣвуш- ки скоро завоевали себѣ несравненно большую свободу въ выборѣ жениховъ, чѣмъ какою онѣ пользовались прежде. Энергіяихъ со- противленія родительскому произволу усилилась до того, что мно- гіе родители перестали уже дѣйствовать принудительными обра- зомъ, а только ограничивались своими нравственными авторитетами. Наталья Долгорукая, напр., разсказываетъ въ своихъ запискахъ, какъ ее, влюбленную въ другого, всѣ родственники хотѣли вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1