Очерк истории русской женщины

* — 11 — основаніе. „Дѣвушки, говорить Козьма Пражскій, — свободно росли въ чешской землѣ, упражнялись въ военномъ дѣлѣ, избирали ce- di предводительницъ, ходили на войну, занимались охотою въ лѣсахъ, — однимъ словомъ, въ образѣ жизни мужчинъ и жеящинъ не было различія. Оттого смѣлость дѣвушекъ возрасла до такой степени, что они недалеко отъ Праги построили на одной скалѣ городъ, укрѣпленный самой природой: ему дано было имя Дѣвтъ. Возмущенные этимъ юноши, собравшись во множествѣ, построили себѣ на противоположной скалѣ, среди лѣса, другой городъ, кото- рый теперь зовется Вышгородъ, а тогда, отъ кустарниковъ, кру-* гомъ его росшихъ, назывался Тростень. И то дѣвуіпки брали верхъ надъ юношами своею ловкостью, то оноши одолѣвали дѣ- вушекъ силою; были между ними то миръ, то война“. Началь- ницею этихъ амазонокъ была одна изъ дѣвушекъ знаменитой Лю- буши, Власта, которой легенды приписываютъ намѣреніе превра- тить всю Чехію въ женское государство, лишивъ мужчинъ ихъ власти и значенія. Власта постановила закономъ воспитывать изъ дѣтей только дѣвочекъ, а мальчиковъ дѣлать неспособными къ владѣнію оружіемъ, выкалывая имъ правый глазъ и отрубая на обѣихъ рукахъ большіе пальцы. Мужчины побѣдили амазо- нокъ и Власта была убита. Въ этомъ сказаніи, какъ и во всѣхъ подобныхъ, несмотря на мифичность обіцаго, сгруппировано, какъ въ этомъ убѣдимся ниже, много чертъ изъ дѣйствительной жизни. Славянскія дѣвушки были воинственны и независимы по своему характеру до такой степени, что нерѣдко могли успѣгано сопро- тивляться хищническимъ нритязаніямъ мужчины и, охраняя свою независимость, поддерживать свободный характеръ любовнаго сою- за. Былины сохранили намъ древніе образы богатырши, палени- цы, вольной наѣздницы. Она совершенно свободно располагаетъ своимъ сердцемъ, выбирая себѣ возлюбленныхъ и по произволу мѣняя ихъ. Прекрасная королевна, къ которой однажды заѣхалъ Илья Муромецъ, спрашиваетъ его:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1