Очерк истории русской женщины

— 166 — выражается фонъ-Визинъ, — характеръ лобвж вплоть до начала XIX вѣка оставался грубо-чувственнымъ. О болыпинствѣ русскихъ женщинъ прошлаго вѣка Шапнъ справедливо замѣчаетъ, что „онѣ не знаютъ другихъ удовольсгвій, кромѣ чувственныхъ и часто пре- даются свонмъ рабамъ, которые, разумѣется, не евнухи; крѣнко© тѣлосложеніе и здоровье руководятъ ихъ выборомъ". Тогдашняя поэзія никогда не поднималась выше чувственнаго представленія люб- ви, которое недурно характеризуется въ слѣдующемъ отрывкѣ изъ одной эротической оды: О, ты, что чувства насъ нлѣняешь, Томишь п услаждаешь кровь, ІІріятну страсть въ сердца вливаешь, О, ты, божественна любовь!... Соблазнительный книги и похабные рисунки доставляли одно изъ любимѣйшихъ удовольствий для обоихъ ноловъ. У знаменитей- шей барыни того вѣка соблазнительный изображенія занимали собою стѣны дѣлой комнаты съ потолка до полу. Французскій дворъ Людовика, съ его куртизанками, оленьими парками и ни- чѣмъ не стѣснявшимея нубличнымъ и частньшъ развратомъ, давав-і шій тонъ всей тогдашней Европѣ, былъ образдомъ грубаго под- ражанія и для насъ. Развратъ вошелъ въ обычай, въ моду , и счи- тался признакомъ образованности. Многіе тогда не женились толь- ко потому, что c’est du "bon ton быть холостымъ. Замужнія женщи- ны считали какъ бы своею обязанностію открыто измѣнять мужьямъ и, по тогдашнему общеупотребительному выраженію, махаться съ другими. Въ одномъ ихъ тогдашяихъ еатирическихъ журналовъ одна дама жалуется на чудачество своего мужа, который не слуша- етъ ея резоновъ относительно того, что „въ хороншхъ сосіететахъ за порокъ не почитаютъ Махать отъ скучныхъ мужей и что, на- противъ, такихъ женщинъ вездѣ хорошо принимаютъ, а ежели бы маханье было порокъ, то бы всеконечно ихъ въ хороншхъ до- махъ не ласкали". Въ высгаихъ сферахъ барыни не жили безъ любовниковъ, мѣняя ихъ чуть не каждый день. Торжествомъ мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1