Очерк истории русской женщины

— 180 — мечты, всѣ стремленія, всѣ молитвы ея сосредоточены на одной idee fixe— на замужествѣ, что выйдти замужъ — ея единственное желаніе, цѣль и смыслъ ея существованія, что внѣ этого она ничего не понимаетъ, ни о чемъ не думаетъ, ничего не желаетъ, и на всякого не женатаго мужчицу смотритъ не какъ на человѣка, а какъ на жениха?" Даже тѣ скудныя свѣденія, которыя прі- обрѣтались дѣвушками, даже то литературное образованіе, какое получали онѣ — все было устремлено къ упомянутой единственной цѣли женщины. Знакомство съ иностранными литературами, при отсутствіи элементарныхъ научныхъ свѣденій, не приносило ника- кой пользы. Вотъ что пишетъ, напр., о своемъ воспитаніи Хво- стова. „Вольтеръ, Руссо, Шатобріанъ, Мольеръ прошли черезъ мои руки. Вѣрно, я очень любила процессъ чтенія, потому что, непонимая философскихъ умствованій, я съ жадностью читала отъ доски до доски всякую попавшуюся мнѣ книгу... Наконецъ, дорылась я до романовъ г-жъ .Жанлисъ и Радклифъ. Съ какимъ замираніемъ сердца изучала я теорію о привидѣніяхъ. Иногда мнѣ казалось, что и я ихъ вижу; онѣ наводили на меня страхъ, но какой-то пріятный страхъ... Я вытверживала почт# наизусть имена иностранныхъ принцевъ въ календарѣ, отмѣча- ла крестиками тѣхъ, которые болѣе подходили ко мнѣ по лѣтамъ; начитавшись безъ разбору романовъ и комедій, я воз- мечтала, что когда-нибудь вдругъ предстанетъ предо мной принцъ, и я сдѣлаюсь принцессой; подобная фантазія * занимала меня съ десятилѣтняго возраста до вступленія въ свѣтъ, и я всей душой предавалась созерцанію моего принца; то представляла его бѣленькимъ, хорошенькимъ, то вдругъ являлся онъ мнѣ гроз- нымъ , страшнымъ, убивалъ всѣхъ, щадилъ меня одну и уво- зилъ въ свое государство." Въ женскихъ институтахъ воспитаніе приводило къ тѣмъ же печальнымъ результатамъ. Смольный инсти- тута, основанный Екатериною и выпустивгаій внродолженіе своей столѣтней дѣятельности (съ 1764 г.) до 700 вдспи днницъ , былъ прототиномъ всѣхъ женскихъ учебныхъ заведеній до позднѣй-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1