Очерк истории русской женщины

- 13 — Это нѣсколько намекаетъ на то умыканье жениховъ, о которомъ говорите былины и на которое указываетъ сохраняющійся до сихъ поръ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Малороссіи свадебный обрядъ ловли жениха. „Родственники невѣсты выходятъ на улицу съ палками, въ то время, когда женихъ подъѣдетъ къ воротамъ; они забѣгаютъ и гонятъ его палками на дворъ къ невѣстѣ; онъ бьетъ плетью своего коня ' и ускакиваетъ съ боярами; это дѣ- лается до трехъ разъ. Когда загонятъ его во дворъ, то мать невѣсты беретъ у него лошадь и привязываетъ ее къ столбу. Женихъ входитъ въ сѣни, гдѣ встрѣчаетъ его невѣста, у сестры или свахи которой дружки должны выкупать женихову шапку". Если свадебные обряды умыканія невѣсты признаются за дока- зательство дѣйствительнаго существованія въ древности этого обы- чая, то обрядъ ловли жениха, вмѣстѣ съ нѣкоторыми другими данными, можетъ служить основаніемъ гипотезы, что въ древно- сти не одни мужчины умыкали женщинъ, а также и женщины умыкали и захватывали мужчинъ для брака, хотя, по всей вѣ- роятности, это удавалось имъ далеко не такъ часто и легко, какъ первымъ. Противодѣйствіе женщины на'сильной выдачѣ замужъ и стремленіе къ свободному выбору мужа были достаточно сильны, чтобы заставить уважать склонности или антипатіи невѣсты даже въ такомъ бытѣ, который совершенно враждебенъ женской свобо- дѣ. Такъ, отецъ Рогнѣды сярашиваетъ, хочетъ ли она идти за Вдадиміра; „не хочу разуть сына рабыни, но за Ярополка хочу",, отвѣчаетъ она, и цѣлое семейство гибнетъ потому, что не хотѣло насиловать ея свободы. Такъ, князь галицкій Владиміръ Василь- ковичъ, предвидя свою близкую смерть, заставилъ брата своего цѣловать крестъ, чтобы „не отдавать дочери его неволею ни за кого же, но гдѣ будетъ ей любо, тутъ ее и отдати". Подобное уваженіе свободы дѣвушки не могло, однакожъ, прочно утвердиться зъ жизни при томъ крайиемъ развитіи патріархальпыхъ началъ, которое характеризуете собою послѣдующія эпохи нашей исто- ріи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1