Очерк истории русской женщины

торыя даже ночевали въ монастырѣ; скандалъ вышелъ громадный и прекращенъ вмѣшательствомъ свѣтской власти. Послѣ смерти Фотія, Фотина оставила монастырь, выіпла замужъ за своего ку- чера и вскорѣ умерла отъ его нобоевъ (Р. Арх., 1870, 893 — 900). Йсторія пресловутаго Ивана Яковлевича показываетъ, что мно- гія изъ современныхъ барынь недалеко ушли отъ поклонницъ Фотія... Въ то время, какъ женщины нервнаго темперамента, болѣзнен- ной фантазіи, черезмѣрно раздраженной чувствительности ударя- лись въ мистицизмъ и ханжество, натуры болѣе 'з доровы й погру- жались въ омутъ обыденной жизни, родили,' ѣли, спали-, сплетни - чали и тупѣлй до того, что въ нихтГ зами|шпГ всѣ стремленія хоть къ какой-нибудь перемѣнѣ въ окружавшей ихь обстановкѣ. Даже въ томъ случаѣ, если у женщины доставало ума и энергіи, чтобы не превратиться въ рабыню мужа, если она въ своемъ се- мейств играла роль совершенно самостоятельную — и тогда русская жизнь не давала ей почти ничего для развитія ея унственныхъ и нравствеяныхъ силъ. По выраженію Пушкина, — <Опа ѣзжала но работами, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила въ баню ио субботами, Прислугу била, осердясь,— Все это мужа иеснросясь> — и только* Какъ въ бредняхъ мистицизма, такъ и ;въ дрязгахъ обыденной жизни, туиеяднаго прозябанія на счетъ мужицкаго тру- да, женщина погибала нравственно, оставалась мертвою для тѣхъ нрогрессивныхъ движеній, которыя хотя и медленно, но все-таки совершались въ обществѣ., ^Іы уже говорили, что, какъ домашнее, такъ и институтское воснитаніе женщины болѣзненно настраивало ея фантазію и чрез- мѣрно развивало чувствительность. Эти душевный наетроенія съ особенною силою развились въ началѣ XIX в., нодъ вліяніемъ сентиментализма карамзинской школы и романтизма Жуковскаго.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1