Очерк истории русской женщины

людей", обращается къ женщинамъ, какъ еъ первымъ воспитате- лямъ подрастающихъ поколѣній. „Нѣтъ и не будетъ надежды къ счастію нравовъ, пока женщины не возвратятся къ домашней жизни, пока не позволять имъ слѣдовать сердцу въ выборѣ друга. Какъ много ни писали сатиръ на ихъ счетъ, онѣ не такъ виноваты, какъ мы. Ихъ пороки произошли отъ насъ... Женщи- ны, спасите человѣчество, обративъ насъ къ добронравію! Цѣлое общество людей обратится къ должностямъ своимъ, если вы воз- вратите одного человѣка къ порядку естественному!" Остолоповъ,. приглашая женщинъ къ сотрудничеству въ „Ллобителѣ Словесно- сти" (1806 г.) доказывалъ, что женщины-писательницы могутъ имѣть гораздо большее вліяніе, чѣмъ мужчины. Въ Рязани, на, литературныхъ бесѣдахъ у кн. Волконской (1810 г.), Воейковъ читалъ рѣчь о вліяніи женщинъ на изящныя искуства. Указавъ на вліяніе, какое имѣли француженки и англичанки, онъ гово- рилъ русскимъ: „вы должны учить насъ языку и вкусу. Въ наши времена вамъ не нужно быть мученицами за вѣру, не нужно по- ощрять воиновъ къ сраженію съ непріятелемъ или самимъ сра- жаться; въ наши времена народы соревнуютъ другъ другу въ успѣхахъ просвѣщенія; государства хотятъ быть славны открытіями и пережить вѣка въ произведеніяхъ художествъ". Макаровъ шелъ въ этомъ отношеніи дальше всѣхъ, доказывая права женщинъ не только на занятіе литературой, но и на высшее образованіе; то же самое говорили и другіе журналы, напр., „Кабияетъ Аепазіи", который, въ доказательство женскихъ способностей къ этимъ про- фессіямъ, исчисляетъ, начиная съ XII в., женщинъ, прославив- шихся своими знаніями и сочиненіями; между русскими стоятъ имена Екатерины II,' кн. Дашковой, Херасковой, Урусовой, По- спѣловой, Буниной, Титовой. Макаровъ нрипоминаетъ, ..что во Франціи салоны дамъ привлекали первоклассныхъ ученыхъ и были лучшими школами просвѣщенія; онъ удивляется, что мы, подражая францу замъ во всемъ, не переняли у нихъ самаго полезнаго обы- чая; „француженки XIX вѣка посѣщаютъ лицеи, смотрятъ му-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1