Очерк истории русской женщины

зеумы, слушаютъ профессоровъ, читаютъ, переводятъ и сами со- чиняютъ... Еслибы наши дамы вздумали подражать сему примѣру, то, нѣтъ сомнѣнія, онѣ заставили бы всякаго учиться... Кто не желаетъ женщинамъ просвѣщенія, тотъ врагъ ихъ, эгоистъ, — лю- бовникъ-ли онъ или мужъ, — тотъ хочетъ удержать себѣ право сказать нѣкогда женѣ своей (въ которой онъ искалъ ключницу или няньку) я тебя умнѣе! Имперія красоты не имѣетъ предѣ- ловъ; но красота скоро вянетъ, молодость летитъ, и когда хлад- ная рука времени обезобразить ангельскія милыя , черты, что будетъ съ женщиной, привыкшей видѣть все у ногъ своихъ, если она заблаговременно не поселить пріятностей * въ каждой морщинкѣ лица своего, если не заготовить себѣ утѣшеній на старость? И почему бы ей не быть столько же ученою, сколько и мужчинѣ?.:. Что подумать о людяхъ, которые увѣрены, что женщина не иначе пріобрѣтаетъ знанія, какъ теряя всѣ нріятности своего пола, и которые, вслѣдствіе такого мнѣнія, желаютъ, чтобы цѣлая и луч- шая половина рода человѣческаго ничему не училась? Читали-ли они когда-нибудь исторію? Помнятъ-ли имена великихъ женщинъ, которыми древняя Греція почти столько же гордилась, сколько Сокра- тами и Платонами"... Переходя зжѣмъ къ значенію европейской женщины въ средніе вѣка и въ новѣйшее время, Макаровъ исто- рическими фактами старается подорвать тотъ предразсудокъ про- тивъ ученыхъ женщинъ, который былъ такъ силенъ въ нашемъ обществѣ, что заставилъ даже Пушкина воскликнуть — „Избави Богъ сойтись иа ба.тѣ Иль при разъѣздѣ на крыльдѣ Съ семпнарпстомъ въ женской шали Иль съ академистомъ въ чепцѣ!“ Всѣ работы Макарова и подобныхъ ему друзей женскаго про- свѣщенія остались мечтами. 1812 -й годъ велъ за собою мрачную эпоху Шшпковыхъ,' Магницкихъ, Аракчеевыхъ, когда эй к по- добные имъ ретрограды приняли мѣры къ искорененію научнаго образованія и открыто нроповѣдовали объ уничтоженіи универси- 190 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1