Очерк истории русской женщины

- 191 - тетовъ. О женскомъ образовали уже не могло быть и рѣчя. Но независимо отъ противодѣйствій реакціонеровъ, стрешленія Мака- рова и ему подобиыхт, друзей женскаго образованія не могли осу- ществиться еще и потому, что были ложны въ своей сущности. При господствѣ крѣпостнаго права, они въ сферѣ тунеядства хо- тели создать цивилизующій факторъ; ^ойи желали, чтобы женщина, оставаясь въ сущности празднымъ существомъ, украшала себя зна- тями не для того, чтобы стать образованной труженицей, а для того, чтобы блистать въ салопѣ и разгонять безысходную скуку его посѣтителеп; они выставляли нашимъ барынямъ, какъ образцы для подражаніяу „Ментенонъ и единственную Нинонъ Данию, съ которою ни одна женщина не сравняется любезностью"; они, при- знавая за женщиною одинаковое съ мужчинами право на высшее образованіе, въ то же самое время рѣзко противорѣчили себѣ, ставя цѣлыо этого образованія развитіе какихъ-то, будто бы, особенныхъ свойствъ женской души и той ложной женственности, благодаря которой образованная и прекрасная женщина „видитъ міръ у ногъ своихъ и мужчина всегда будетъ рабомъ ея". Спу- стя много лѣтъ послѣ Макарова даже самъ Бѣлинскій писалъ о женскомъ воспитаніи въ сущности то же самое, чтб говорили въ началѣ столѣтія упомянутые „служители граціи". При крѣпост- номъ правѣ и не могло быть иначе. Серьезное женское воспитаніе, которое было бы не служеніемъ граціи, а дѣйствительнымъ раз- витіемъ женскихъ силъ и способностей, было немыслимо въ эту эпоху. (Изящныя манеры, салонный тонъ, женская прелесть въ чисто физическомъ смыслѣ, умѣнье казаться пріятной во всѣхъ отношеніяхъ дамой — вотъ вся программа воспитанія и образова- нія, до какой только могли подняться люди при господствѣ крѣ- постнаго права. Смѣшно было бы проповѣдывать, что барыня, имѣвшая полную возможность житн на чужой счетъ и развращен- ная своимъ рабовладѣльческимъ и въ то же время рабскимъ по- ложеніемъ, должна быть равна мужчинѣ, должна учиться и рабо- тать наравнѣ съ нпмъ, который, въ свою очередь, по вольности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1