Очерк истории русской женщины

— 16 — ста, и мужъ считался дома только тогда, когда овъ находился иодлѣ своей жены. Если начинался процессъ, то отвѣтчикь могъ быть вызванъ къ суду только въ той мѣстдости, гдѣ была его жена. То же самое было въ обычаѣ и у сербовъ. Не смотря на то, что у славянъ, какъ и у всѣхъ полудикихъ народовъ, встунленіе въ бракъ вдовъ считалось въ болынинствѣ случаевъ дѣломъ крайне нехорошимъ, такъ-какъ женщина должна, принадлежать своему мужу даже я мертвому, мы все-таки видимъ немало при- мѣровъ того, какъ, вслѣдствіе женскаго вліянія, конечно, сами мужья отступаются отъ этого варварскаго обычая и, умирая, пре- доставляют! своимъ вдовамъ полную свободу. Добрыня говорить женѣ: „хоть вдовой живи, а хоть замужъ поди; хоть за князя поди, хоть за боярина, хоть за могучаго богатыря, а хоть за полномочнаго крестьянина". Князь Владиміръ Васильковичъ въ своемъ завѣщаніи также предоставляетъ женѣ полную свободу по- ступать „какъ ей будетъ любо; мнѣ не смотрѣть же, вставши изъ могилы, кто что будетъ дѣлать послѣ меня". Вдова, если не выходила замужъ, дѣлалась полною главою своего семейства и безусловно распоряжалась дѣтьми, которая своимъ воспитаніемъ были обязаны главнымъ образомъ ей же, а не отцу: всѣ герои и героини нашихъ былинъ воспитаны своими матерями. Въ древнія времена, говоритъ Козьма Пражскій, женщины хо- дили на войну, занимались охотою въ лѣсахъ и образомъ своей жизни не отличались отъ мужчинъ. Византійскіе историки разска- зываютъ, что въ войнахъ съ греками славянки, одѣтыя въ муж- ское платье, храбро дрались на ряду съ своими мужьями. Жен- щины былинъ, какъ мы уже отчасти видѣли, не уступаютъ са- мымъ могучимъ богатырямъ своей силой, ловкостью и самостоя- тельностью характера, ведя такую же, полную приключеній, жизнь, какъ и мужчины. Жена Ставра, нарядившись посломъ, побѣж- даетъ борцовъ Владиміра, — одному изъ плеча руку выдернетъ, другому ногу выдомчтъ, третьяго хватить хребтомъ о землю по- среди двора. Она силою освобождает! своего мужа изъ подзе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1