Очерк истории русской женщины

Въ тридцатыхъ годахъ настоящаго столѣтія къ намъ проникли эманципаціонныя идеи Жоржъ Ванда — этого горячаго апологета женщины, — идеи, встреченный благонамѣренной журналистикой съ такимъ наглымъ цинизмомъ, что Сенковскій, этотъ литературный гаеръ, потѣшавшій праздную публику, называлъ знаменитую поэ- тессу „г-жа Спередка*, каламбуря буквальнымъ переводомъ ея фамиліи „ Dude vant “ . Легіонъ тогдашнихъ писакъ спѣшилъ до- вести до свѣденія читателей, что во Франціи появилась писатель- ница до того безстыдная, что носитъ брюки, до того развращен- ная, что живетъ съ кѣмъ-то не повѣнчавшись, и до того зловред- ная, что поставила главною цѣлью своей дѣятельности — защищать женщину и проповѣдывать свободу чувства. Но въ то время, какъ отцы и матери негодовали на Ж. Зандъ, сыновья и дочери съ жадностью читали ее, увлекаясь ея художе- ственными образцами, ея тенлымъ чувствомъ и свѣтлыми идеями. Жоржъ-зандовская идеализація женщины и апотеозъ любви благо- дѣтельно дѣйствовали на смягченіе нашихъ чувствъ и сенейныхъ отношеній. Русская любовь тогда, какъ и въ старину, имѣла гру- бый, животный характеръ. „Я знаю" — писалъ Бѣлинскій, — что наши бояре лазили черезъ тыны къ своимъ прелестницамъ, но это было оскорбленіе и искаженіе величавой, чинной и степенной рус-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1