Очерк истории русской женщины

— 215 — ской жизни, а не проявленіе оной; такихъ рыцарей ночи наказы- вали ревнивцы плетьми и кольями, а не раздѣлывалиеь съ ними на благородномъ поединкѣ; такія ;красавицы считались безпутными бабами, а не жертвами страсти, достойными сожалѣнія и участія. Наши дѣды занимались любовью съ законнаго дозволенія или ми- моходомъ, изъ шалости, и не сердце клали іи> ногамъ своихъ оча- ровательницъ, а показывали имъ заранѣе шелковую плетку и не- уклонно слѣдовали мудрому правилу — „люби жену, какъ душу, а тряси ее, какъ грушу. Вообще говоря, мы и теперь еще любимъ не совсѣмъ по-рыцарски". Любовь была тогда главнымъ сюжетомъ поэтическихъ пѣснопѣній и беллетристики. Удаленный отъ обще- европейскаго движенія, пѣвшій по указаніямъ казеннаго камертона, тогдашній поэтъ не затрогивалъ никакихъ общественныхъ интере- совъ и тратилъ всѣ свои силы исключительно на то, чтобы — Красу долинъ, небесъ и моря И ласки милой воспѣвать. Характеръ любви, какъ въ дѣйствительной жизни, такъ и въ произведеніяхъ поэзіи, былъ преимущественно чувственный. Въ сти- хотвореніяхъ ІДербина, Майкова, Грекова, Фета, Полонскаго, въ гривуозныхъ пѣсенкахъ Беранже, переводившихся Ленскимъ, — вездѣ воспѣвались только женскія объятья, сладострастный ночи, безум- ное упоеніе страстью. Въ нослѣднее время по этому пути пошелъ дальше всѣхъ Всеволодъ Крестовскій — этотъ пѣвецъ любви на всѣ манеры, воспѣвшій всевозможныя проявленія разврата и написав- шій подъ именемъ „Испанскихъ Мотивовъ" нѣсколько самыхъ ци- ническихъ подражаній кирг.изскимъ пѣснямъ *). Любовь поглоща- *) В. Крестовскій бнлъ хорошо знакомь съ покойнымъ Чоканъ Валихановымъ • — моюдымъ, даровитымъ и отлично образованиымъ киргизомъ, который переда- валъ ему содерзканіе многихъ произведеній киргизской народной поэзіи, люби- мѣйшимъ сюжетомъ которшіъ служить самое необузданное сладострастіе, а * Іірестовскій лерелагалъ передаваемое ему въ стихи и составлялъ изъ нихъ „Ис- панскіе Мотивы 11 . Это нзвѣстно сибпрякамъ, знакомымъ съ Валихановымъ по его петербургской жизни; объ этомъ разсказывается и въ его некрологѣ, помѣщен- номъ въ «Сибнрскоыъ Вѣстникѣи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1