Очерк истории русской женщины

— 216 — ла всѣ силы поэта, наполняла собою всѣ его помыслы, удаляла отъ него всѣ житейскія заботы, отучала отъ всѣхъ болѣе серьоз- ныхъ интересовъ. Поэзія нроповѣдывала, что любовь — высочайшее наслажденіе жизни, но что для полноты этого наслажденія необ- ходимо всецѣло отдаться ему и любить такъ, чтобы при этомъ — „и разсудокъ, и память , и сердце губить * , какъ выражается Полонскій. Это направленіе поэзіи недурно выражено въ извѣст- номъ стихотвореніи Майкова — ч <Ахъ, люби меня безъ р.азмышлепт, Безъ тоски, безъ думы роковой, Безъ упрековъ, безъ пустыхъ сомвѣніи, Что тутъ думать, — я твоя, ты мой!... Что тебѣ отчизна, сестры, братья, Что намъ въ томъ, кто скажетъ умный свѣтъ, Иль холодны мои объятья, Иль въ очахъ блаженства страсти иѣтъ!... Въ поэзіи эта любовь была еще облагорожена, и ея безобразія при- крывались изящною маскою; но въ дѣйствительной жизни служе- ніе Венерѣ выражалось въ самыхъ отвратительныхъ формахъ. Мы не. будемъ уже говорить о томъ, какъ любили Чичиковы, Нозд- ревы, Хлестаковы, Обломовы, а обратимъ только вниманіе на жизнь тогдашней университетской молодежи, посвященную трактирному раз- гулу, непрестаннымъ и самымъ грязнымъ любовнымъ похожденіямъ, разбиванію публичныхъ домовъ и т. д. Тогдашнія студентческія пѣс- ни, умолкнувшія только въ коицѣ пятидесятыхъ и въ началѣ шестиде- сятыхъ годовъ, тогдашніе студентческіе скандалы и движенія были ис- полнены крайняго цинизма. Мало того, чтѳ русскіе любили тогда „не совсѣмъ по-рыцарски", какъ выражается Бѣлинскій, — они любили не совсѣмъ по-человѣчески, и массѣ доступно было одно только чисто животное упоеніе страстью. Жоржъ Зандъ сильно повліяла на из- мѣненіе русской любви. Въ ея произведеніяхъ любовь возведена въ идеалъ самаго лучшаго изъ человѣческихъ чувствъ, и уваженіе къ женщинѣ освящено какимъ-то фанатическимъ культомъ. (Женщина гуманизируетъ нравы, облагораживаетъ мужчину, превращаетъ въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1