Очерк истории русской женщины

— 221 — битокъ ума и опредѣлила ей быть, весталкой огня кроткихъ и возвьшенныхъ страстей; и какая дивная гармонія въ этой проти- воположности, какой звучный, громкій и полный аккордъ состав- ляю'тъ эти два совершенно различные инструмента! Воспита- ніе женщины должно гармонировать съ ея назначеніемъ, и только прекрасный стороны бытія должны быть открыты ея вѣ- дѣнію, а обо всемъ прочемъ она должна оставаться въ ми- ломъ, простодушномъ незнаніи; въ этомъ смыслѣ, ея односто- ронность — ея достоинство; мужчинѣ же открыть весь міръ, всѣ стороны бытія“... Если такъ смотрѣлъ на женщину учитель, то, можно себѣ представить, какая путаница понятій царила въ го- ловахъ его учениковъ! И хотя Бѣлинскій въ концѣ своей дѣя- телъности значительно измѣнилъ свои прежнія воззрѣнія на жен- щину, но эманципаторомъ, въ современномъ значеніи этого слова, онъ все-таки не былъ. О. &П* - Г(и Д І, , Герценъ, образованность которого равнялась его блестящему та- ланту, пошелъ гораздо дальше Бѣлинскаго и, поставивъ на раціо- нальную почву вопросъ о любви и бракѣ въ своемъ романѣ „Кто Виноватъ “ , онъ вмѣстѣ съ тѣмъ былъ у насъ и нервышъ нропо- вѣдникомъ идеи равенства половъ. Вотъ что писалъ онъ еще въ началѣ сороковыхъ годовъ. „Этотъ міръ всеобщихъ интересовъ, эта жизнь общественная, художественная, сціентифическая — все это для мужчины, а у бѣдной женщийы ничего нѣтъ, кромѣ ея семейной жизни. Она должна жить исключительно сердцемъ; ея міръ ограниченъ спальней и кухней... Странное дѣло! девятнад- цать столѣтій христіанства не могли научить людей понимать въ женщинѣ человѣка. Кажется, гораздо мудренѣе понять, что земля вертится около солнца; однако поспорили, да и согласились; а что женщина человѣкъ — въ голову не помѣщается! Однакожъ, участіе женщины въ высшемъ мірѣ было признано религіей: „Марфа, Мар- фа, ты печешься о многомъ, а одно потребно, Марія избрала благую часть". На женщинѣ лежать великія семейныя обязанно- сти относительно мужа, — тѣ же самыя, которыя мужъ имѣетъ къ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1