Очерк истории русской женщины

— 22 3 — въ свѣтлыхъ, радужныхъ, но несовсѣмъ опредѣленныхъ очерта- ніяхъ. Онъ, устами тогдашняго поэта, говорилъ женщинѣ: — «Твое святое назначенье — Нашъ геній изъ пеленъ принять, Направить душу поколѣнья, Отчизнѣ гражданъ воспитать, И новой мыслью, новой страстью, Огнемъ, любовью, красотой, Подвинуть міръ въ путяхъ ко счастью И взволновать его застой". „Отчизнѣ гражданъ воспитать" — требованіе уже довольно опре- дѣленное, показывающее, что, благодаря романамъ «Ж. Зандъ, рус- ская мысль начала самостоятельно работать надъ женскимъ вопро- сомъ и поставила его въ связи съ другими общественными вопро- сами. Но какъ могла „направить душу поколѣнья и воспитать отчизнѣ гражданъ" тогдашняя женщина, которую саму-то необхо- димо было перевоспитать, чтобы она могла внушить серьезную любовь развитому человѣку! За перевоспитаніе женщины взялся мужчина. Умственное движеніе сороковыхъ годовъ, выдвинувшее Станкевича, Герцена, Бѣлинскаго, ' Грановскаго, должно было не- избѣжно коснуться и женщины. Это былъ періодъ теоретической работы мысли, приготовлявшей дѣло (никакое дѣло тогда было невозможно), періодъ пропаганды гуманныхъ идей и знаній. Тог- дашній герой — этотъ мученикъ собственной мысли, этотъ стран- ствующій проповѣдникъ — Книжки читаетъ, да по свѣту рыщетъ, Дѣла себѣ исполинскаго ищетъ. Эти герои, эти Рудины были родные братья тѣмъ своимъ нѣ- мецкимъ современникамъ, которыхъ такъ хорошо изобразилъ Шпиль- гагенъ въ романѣ „Загадочный натуры". Они страдали отъ горь- каго сознанія, что не могутъ ничего сдѣлать для осуществленія своихъ идеаловъ, и, въ то же время, дѣлали великое дѣло, пробуж- дая общественную . мысль, распространяя знанія, воспитывая гу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1