Очерк истории русской женщины

— 227 — то время, когда ея собственная страна нуждалась въ дѣягеляхъ не менѣе какой-нибудь Болгаріи, и дѣйствовала до тѣхъ поръ, пока находила опору, поддержку и поощреніе въ томъ, кого она такъ беззавѣтно любила. Теоритическая мысль, такъ долго работавшая подспудомъ, и постепенно развивавшееся общественное сознаніе, такъ долго выра- жавшееся только въ робкомъ шопотѣ, послѣ севастопольскаго по- грома получили возможность болѣе широкаго развитія. Обществен- ное движеніе шестидесятыхъ годовъ захватило я женщинъ. Рус- ская мысль съ невозможною прежде свободою критики отнеслась къ семейному и общественному положенію женщины, къ той пора- бощающей и мертвящей жизни „Темнаго Царства “, среди которой вяиетъ до времени Всевыносящаго русскаго племени Многострадальная мать. Жоржъ-зандовская идеализація любви и женщины замѣнилась идеализаціей болѣе здравой и реальной, выраженіемъ которой слу- жить ронанъ „Что дѣлать “ . Любовь по этому идеалу не можетъ быть любовью человѣческою, если она не проникнута и не освя- щена принципами равенства и свободы *). Пропаганда женской *) Вотъ что говорить авторъ объ историческомъ развитіи красоты и нонима- нія ея. Первую эпоху составляетъ царство Лстарты. Роскошная женщина, об- вѣшенпая украшеніями к умащенная миррою. «Сладострастие и раболѣпство въ ■ея лицѣ, сладострастіе и безсмысліе въ ея ыазахък Вторая эпоха — царство Афродиты. „На этой царицѣ нѣтъ нивакихъ уврашеиій,— она такъ прекрасна что ея поклонники не хотѣли, чтобы она имѣла одежду. И въ ея глазахт. толь- ко нѣга физическаго нас.іажденія. Ея осанка горда, въ ея лицѣ гордость, но гордость только своею физического красотою". Третья эпоха— царство Непороч- ности. Это «царица скромная, кроткая, нѣжная, прекрасная,— прекрасиѣе с- тарты, прекраснѣе самой Афродиты; она— задумчивая, трустная, скороящая. е- редъ нею преклоняготъ колѣна, ей подносятъ вѣнокъ розъ. Она говорить, «пе- чальна до смертельной скорби душа моя; мечь пронзилъ сердце мое. Скорбите и вы Вы— несчастные. Земля -долина плача>. Теперь начннаетъ свое владычество въ мірѣ новая царица любви, которая такъ описываетъ себя. «Во мнѣ наслаж- деніе чувства, которое было въ Астартѣ: она родоначальница всѣхъ насъ дру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1